На заметку Куйвашеву и Дубровскому: вы в "Красном поясе"

Ждите генерала!

Свердловская и Челябинская области объявлены регионами с высокой долей риска протестного голосования на сентябрьских выборах в Госдуму. Такие данные в специальном докладе приводит Институт развития избирательной системы РФ, передает "Уралинформбюро".

Исследование озаглавлено "Новый Красный пояс России: Региональные аспекты электорального потенциала системной оппозиции в зависимости от предпочтений избирателей и уровней административного воздействия". Авторы разделили субъекты Федерации на пять групп: с высоким потенциалом протестного голосования, средним, низким, абсолютным отсутствием, еще два региона остались без оценки. Это – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Вместе с Иркутской областью лидерами "группы риска" стали Челябинская (возглавляет Борис Дубровский) и Свердловская (губернатор Евгений Куйвашев), которые по своей "красноте" заняли первое, второе и третье места. По десятибалльной протестной шкале Южный Урал получил 9 баллов, а Средний Урал – 8.

Наряду с экспертной методикой основой для такого вывода стал соцопрос об электоральных предпочтениях жителей регионов, который институт провел в январе 2016 года. В нем участвовали 1 054 респондентов, которых определили методом случайной выборки в Иркутской, Челябинской, Свердловской, Новосибирской, Ярославской, Омской, Тверской, Архангельской областях и Хабаровском крае. Все они относятся к числу 25 лидеров по уровню потенциала протестного голосования.

Выводы исследователей вряд ли обрадуют Е.Куйвашева и Б.Дубровского. Во-первых, в регионах "Красного пояса" явка избирателей на выборы в Госдуму 18 сентября 2016 года может составить около 50% при численности ядра сторонников "Единой России" не более 25%. А ядро оппозиции – около 18%.

Не исключено, что формирующие избирательные штабы уральские губернаторы пока не отражают всей опасности провала партии власти. Между тем за прошедшие годы Свердловская и Челябинская области успели стать регионами с прекрасными перспективами для оппозиционеров всех мастей. Например, по уровню свободы волеизъявления (читай - по потенциалу административного ресурса) Средний Урал занимает второе место после Иркутской области с коэффициентом 0,94 (1,0 – максимальная свобода выборов), обгоняя даже Москву (4 место; 0,93). Как тут не вспомнить Эдуарда Росселя, губернаторство которого дало развернуться таким политическим "пиратам", как Антон Баков, Александр Бурков, Евгений Ройзман.  

"Результаты позволяют констатировать вновь оформившуюся в стране группу регионов, составляющих так называемый "Красный пояс". Этим термином обозначалась в 90-е годы группа регионов, традиционно голосовавшая за КПРФ", – говорится в докладе. Однако если в прошлом веке коммунистический электорат населял аграрные субъекты Федерации, то к выборному 2016 году он переместился к промышленно-развитым центрам России. Как подчеркивают в институте, раньше они стабильно относились к числу "демократических регионов". 

Это дает ощутимую фору оппозиции, констатируют в Институте развития избирательной системы РФ. И допускают, что по итогам сентябрьских выборов в России окончательно сформируется "Красный пояс", "руководить которым будут губернаторы, представляющие КПРФ или другие оппозиционные партии".

Практикующие политологи к выводам теоретиков насчет "красной угрозы" отнеслись скептически. "Думаю, что такие посылки для исследования – некорректны. "Красный пояс" был очевиден и разумен в 90-е годы прошлого века. Тогда имелась в виду идеология, заводы и большое количество пролетариев, на тот момент еще пропитанных коммунистической идеологией", – заявил "Уралинформбюро" челябинский политолог Андрей Лавров.

По его мнению, современная политическая модель не позволяет говорить о пресловутом "Красном поясе". "КПРФ в 1996 году доказала, что Ельцин ее не зря запретил – она публично продала рабочий класс, а Зюганов переключился на буржуазию. Также они потеряли костяк из "красных директоров". У нас это был губернатор Петр Сумин, который обуржуазился и потом покупал офисы с картинами", – напомнил Лавров.

Эксперт делает вывод, что сейчас можно говорить об уровне протестности вообще, однако она не однородного цвета: "Будущая протестность будет грязных цветов, в том числе с коричневым оттенком". При этом по данным исследования, "Единую Россию" в Челябинской области готовы поддержать всего 12% опрошенных. А оппозицию – 19%.

Отвечая на вопрос, насколько велики шансы ОНФ Челябинской области забрать часть мандатов у единороссов, эксперт отмечает: Фронт – это симулятор для выпускания пара. "Я не вижу их перспектив в нашей области – у нас слабое отделение. Не думаю, что в реале они могут что-то отжать серьезное, все будет в рамках административных договоренностей", – заключил Лавров.

Его свердловский коллега – политолог Константин Киселев согласен, что "Красный пояс" - это миф, который не представляет угрозы для губернаторов. "Нынешняя политическая ситуация в стране нисколько не напоминает 90-е годы, также как нынешние коммунисты не похожи на прежних. Они существуют в рамках политической системы, их все устраивает, они не заинтересованы в том, чтобы взять реальную власть в стране", – заявил эксперт "Уралинформбюро".

Рассуждая о характере протестных настроений, Киселев отмечает, что они носят узколокальный характер в пределах одного поселения, предприятия или хозяйства. "Сейчас режим стабилен, ему ничего не угрожает, тогда, как в 90-е годы власть раскачивалась в разные стороны", – резюмирует К.Киселев.

Относительно конкуренции ОНФ с "Единой Россией" он также не питает иллюзий. "ОНФ – это составляющая режима, их функция стращать "плохих бояр". У нас есть хороший царь и бояре – хорошие и плохие, и в любой момент эта карта может быть разыграна. Если ситуация будет выходить из-под контроля, тогда "фронтовиков" выпустят. А так  – это чисто технологическая организация", – уверен политолог.

С политологами можно поспорить. Во-первых, те же свердловские политики-коммунисты - это вовсе не бабушки, митингующие по субботам у памятника Ленина на центральной площади Екатеринбурга. Например, депутата регионального Заксобрания Нафика Фамиева активно поддерживает мэрия города. Глава Орджоникидзевского района Трапезников сейчас за ручку водит его на все районные мероприятия, предоставляя предвыборную трибуну.

И это характерный пример, когда противники "Единой России" получают административную поддержку на выборах. Пять лет назад власти Екатеринбурга так же помогли на выборах Госдумы "Справедливой России".

Свердловская область на выборах в 2011 году при явке избирателей 51% отдала "Единой России" всего лишь 33% голосов. Тогда основные протестные плоды сняли как раз эсеры, но теперь у их уральского лидера Александра Буркова нет ни поддержки администрации Екатеринбурга, ни богатых спонсоров. А протестный электорат в регионе никуда не делся. Его могут "подобрать" коммунисты, ЛДПР и даже "Яблоко". И "пояс" может быть не одноцветным, а красно-зеленым в "справедливо-либеральную" крапинку.

Уральский полпред президента РФ Игорь Холманских федеральной власти на предстоящих выборах плечо не подставит. Движение "В защиту человека труда" для избирателей такой же миф, как и ОНФ. А вот два протестных региона Уральского федерального округа (Свердловская и Челябинская области) – это суровая реальность, которой в отсутствии политической силы и весомых губернаторов, надо противопоставить просто силу. И, кажется, что рука Кремля тянется к кобуре.

В момент образования федеральных округов (май 2000 года) на УрФО был командирован замминистра внутренних дел РФ Петр Латышев. Генералу дали весомые полномочия для диалога с губернаторами первой шеренги – Росселем, Филипенко, Нееловым. И, по сути, именно Латышев тогда закрыл "парад губернаторской демократии". 

Колесо истории сделало оборот. Выборы на Урале ждут своего генерала-полпреда.

Александр РОДИОНОВ

Актуальное