Глаз долой и сердце вон...

Общеизвестно, что руководство мэрии Екатеринбурга услугами муниципальной медицины старается не пользоваться. Застарелые болячки городские чиновники предпочитают лечить в частных клиниках или на курортах. Не то чтобы они брезгуют местными эскулапами - хотя есть чем, или не доверяют - врачи-то у нас как раз хорошие, просто чиновникам явно не хочется лишний раз видеть плоды собственного десятилетнего труда по развалу муниципального здравоохранения. Десять лет понадобилось команде мэра Аркадия Чернецкого, чтобы в богатом, "продвинутом" городе загубить некогда прекрасно работающую систему оказания медицинской помощи населению. Столько же лет ушло на открытие в столице Урала немногочисленных частных клиник, которые, видимо, должны представить горожанам выбор - либо вы платите и получаете лечение, либо вы не платите и лечитесь приложением брошюр по голоданию к болящим местам. С точки зрения развития медицинского бизнеса все сделано правильно: конкурент в лице бесплатной муниципальной медицины практически уничтожен. Единственная проблема в населении, которое требует от муниципальной власти исполнения социальных функции, прописанных в действующем законодательстве. Одной из таких функций является организация в Екатеринбурге качественного и бесплатного лечения тех людей, которые в этом нуждаются. А еще постоянное, из года в год, улучшение этой муниципальной системы. Если этого не происходит, если вместо муниципальной медицины город получает немногочисленные, но очень дорогие частные клиники - значит руководство муниципалитета превратилось из "власти" в частную фирму, в лавочку, если хотите. Проблема и в том, что команда мэра вовсе не собирается что-либо менять в ближайшие годы. Перефразируя слова Махатмы Ганди, можно сказать: "Екатеринбург может удовлетворить все людские потребности, но даже Екатеринбурга не хватит удовлетворить жадность команды Чернецкого". И дальше планируется свертывание бесплатной муниципальной медицины, открытие частных клиник, истинной целью которых является не лечение, а извлечение максимальной прибыли, что, согласитесь, две большие разницы. Для такого вывода достаточно просмотреть Концепцию развития здравоохранения и Стратегический план развития города Екатеринбурга, подготовленные командой Чернецкого. Относительно Концепции развития здравоохранения специалисты уже высказали свое мнение: "полностью отсутствуют механизмы реализации, нет программы действий". Одни эксперты считают, что горячность, с которой А.Чернецкий защищает эту бумагу, свидетельствует о том, что либо он предельно оторвался от жизненных реалий, либо настолько увлекся политикой, что его не интересуют проблемы города. Другие уверены, что Концепция развития здравоохранения на самом деле является Концепцией приватизации этой высокодоходной отрасли. Обратимся, например, к реформе амбулаторно-поликлинической помощи. Тема эта обсуждалась 18 марта 2003 года на слушаниях в екатеринбургской гордуме. У собравшихся депутатов было ощущение, что мэр совершенно сознательно передал вопросы управления городским здравоохранением на откуп чиновникам, которые нацелены на решение единственной задачи - капитализации горздрава. Возможно потому, что у Чернецкого сложилась иллюзия - его выберут мэром в третий раз чтобы не случилось, а значит нет смысла заботится о своем имидже и, уже тем более, о стратегии развития города. Следовательно, можно не заниматься затратной реформой амбулаторно-поликлинической сети. Тем не менее попытки информационного "прикрытия" развала здравоохранения ведутся. Администрация постоянно ставит себе в заслугу низкий показатель детской перинотальной смертности. Но это заслуга не нынешнего управления здравоохранения. Это результат работы предыдущего начальника горздрава Сергея Акулова. Хорошо проработанный системный продукт до сих пор дает свои плоды. К тому же работает губернаторская программа "Мать и дитя". К заслугам команды Чернецкого ни то ни другое не относится. Результаты, характеризующие деятельность здравоохранения, с каждым годом ухудшаются, но не афишируются. Хирургическая летальность в Екатеринбурге за последние годы выросла в два раза, послеоперационные осложнения - в полтора раза. Одна из показательных ошибок горздрава, о которой стараются не говорить - ликвидация ожогового центра. Только через два с лишним года управление здравоохранения спохватилось и создало ожоговый центр при 40-й горбольнице. Но этим горячая проблема не решена. Сегодня ожоговые больные лечатся в гнойных отделениях лечебно-профилактических учреждений по месту жительства, что категорически запрещено санитарно-эпидемиологическими правилами. Поэтому и результаты их лечения гораздо хуже и смертность ожоговых больных выросла в разы. Еще одной серьезной проблемой для города стало решение мэрской команды о закрытии больницы скорой медицинской помощи. Отчасти благодаря этому в Екатеринбурге в два раза выросли показатели по летальности. Не будем забывать и еще одно печальное следствие закрытия горбольницы "скорой помощи". В этом лечебном учреждении в течение многих лет за счет средств городского бюджета строился антисептический центр. Около 580 тысяч немецких марок было потрачено на оборудование, 40 миллионов рублей ушло на строительные работы. Была создана уникальная система. Но несмотря на то, что центр был официально открыт - ни один больной не был в нем пролечен. После закрытия больницы "скорой помощи" центр был разукомплектован, все оборудование, якобы, раздали по городским больницам. Среди медиков ходят упорные слухи, что дорогое оборудование в итоге было передано частным лицам, в частные поликлиники, иными словами - украдено. Ужасно то, что команда Чернецкого продолжает настырно разваливать систему "скорой помощи". На последнем брифинге для прессы вице-премьер правительства Свердловской области по вопросам развития Екатеринбурга Юрий Осинцев заявил, что к нему поступила тревожная информация о возможной приватизации екатеринбургского муниципального унитарного предприятия "Санавтотранс", чей парк машин осуществляет транспортное обеспечение работы городской "неотложки". Как говорится, дальше ехать некуда. Все в той же логике лежат действия команды Чернецкого и по развитию системы платных услуг. Платных услуг в екатеринбургском здравоохранении больше чем в каком-либо другом городе-миллионнике, и, прежде всего, услуг несанкционированных. Вполне осознанно статистика подобного рода не ведется. Не платятся налоги. Не выдаются квитанции: через кассу проходит в лучшем случае 1/10 всех платежей. По экспертным оценкам, объем средств, привлеченных в здравоохранение города, с учетом теневых платежей (принесенные лекарства, расходные материалы, продукты питания, платные медицинские услуги) примерно равен бюджету Екатеринбурга - около 7 миллиардов рублей в год. Итоговы смысл действий команды Чернецкого очевиден: отказ от здравоохранения как обузы для муниципалитета, перевод этой отрасли на платную основу. Попытки скрыть истинное положение дел в здравоохранении привели к тому, что орган власти - горздрав объективно превратился в идеологическое учреждение, ведающее вопросами информационного прикрытия негативных тенденций в деятельности мэра и его окружения. Судите сами. Главные врачи работают на годичном контракте. Начальник горздрава Александр Прудков издал приказ, о том, что медики не имеют право публично рассуждать на медицинские темы без согласования текста с горздравом. Текст выступления должен сдаваться в горздрав на согласование за семь дней до публикации. В результате врачи опасаются раскрывать объективное положение дел в муниципальном здравоохранении. "Мы теряем городскую медицину, - шепчут медики, -мы теряем ее". Андрей БЕЛЫЙ