Остатки с федерального стола

Свердловская область ждет субсидий.

22 ноября 2016 года депутаты свердловского Заксобрания впервые собрались вместе, чтобы обсудить проект регионального бюджета на год грядущий. Собрались, правда, не все – четверо из пятидесяти парламентариев уехали в командировки. Оставшихся народных избранников с избытком хватило, чтобы принять в первом чтении главный финансовый документ области – "бюджет развития", как его охарактеризовала спикер Людмила Бабушкина.

В денежном выражении, однако, это самое пресловутое "развитие" (по крайней мере, пока) наблюдается слабо. Ввиду изменений в федеральном законодательстве, доходная часть региональной казны значительно уменьшится.

В числе наиболее серьезных потерь, например, снижение поступлений от акцизов на 4,1 миллиарда рублей. Более всего это скажется на дорожном фонде, который, по нынешней версии документа, должен "усохнуть" с 16,5 до 10,13 миллиарда рублей, передает корреспондент "Уралинформбюро".

2,6 миллиарда Средний Урал недосчитается в поступлениях от налогов на прибыль организаций. С недавнего времени у регионов забрали еще по 1% от этих поступлений. Как пояснил депутат Госдумы РФ от Свердловской области Андрей Альшевских, это сделано для того, чтобы саккумулировать порядка 200 миллиардов рублей, которые пойдут на поддержку субъектов Федерации.

При этом относительно нынешнего года еще на 10,5 миллиарда рублей меньше Свердловская область получит безвозмездных поступлений из Федерации. Доходы от использования имущества, находящегося в областной собственности, упадут на 110 миллионов, а природных ресурсов – на 125 миллионов.

"На мой взгляд, "бюджет развития" – это комплекс мер, прежде всего для развития человеческого потенциала – главной ценности и главного конкурентного преимущества нашей области по отношению к другим", – поделился мнением председатель бюджетного комитета Заксобрания Владимир Терешков. Проект бюджета, по его словам, носит социально ориентированный характер: "Более 70% направляется на здравоохранение, социальную защиту и образование".

"В будущем году статья "жилищно-коммунальное хозяйство" практически сравняется с расходами на кино и театр. Сократится до 2,4 миллиарда рублей – более чем на 2 миллиарда падение! Я не уверен, что все у нас так хорошо в ЖКХ. Думаю, жители Белоярского, которые уже второй год в холоде проводят зиму, с нами не согласятся", – парировал коммунист Александр Ивачев.

Тут бы "встать грудью" Илье Гаффнеру – депутату, избранному как раз от Белоярского округа. Однако месседж коллеги по ЗакСо вызвал лишь его критику: "Депутату Ивачеву для начала, чтобы с такой высокой трибуны заявлять такие вещи, прежде бы надо съездить в эту Белоярку, пожить там недельку и понять, кто там замерзает, почему и замерзает ли вообще".

Между тем образование, здравоохранение и социальная сфера – три кита, на которых, по мнению Владимира Терешкова, основывается "бюджет развития" – особых изменений в плане расходов не претерпели. На образование региональный минфин заложил 52,45 миллиарда рублей (52,5 миллиарда в 2016-м), на здравоохранение – 35 миллиардов рублей (39,8 миллиарда в 2016-м), на "социалку" - 44,48 миллиарда рублей (42,93 миллиарда рублей в 2016-м).

Депутатов в процессе обсуждения всерьез интересовали дороги. "У нас самая загруженная трасса в Екатеринбурге – это ЕКАД. А вы планируете на 2017 год резко снизить объем ассигнований – до 53 миллионов. Это на 90% меньше, чем в 2016 году", – сетовал "пенсионер" Евгений Зяблицев.

"Вчера на фракции депутат Госдумы Петров говорил, что будет биться и велика вероятность получить федеральную субсидию на дорожный фонд. Если вдруг это получится, вообще есть ли смысл небольшим муниципалитетам готовить проектную документацию, чтобы получить какую-то часть этой субсидии?" – ратовал за "глубинку" Олег Корчагин, представляющий город Заречный.

"Часто по телевизору видим, и многие были свидетелями, когда дорожные работы идут под снегом. Нельзя как-то спрогнозировать, спроектировать наш финансовый план, чтобы города получали деньги (либо хотя бы гарантию) в начале года, чтобы они уже проводили свои конкурсы?" – давил на больное коммунист Вячеслав Вегнер.

Семь бед – один ответ. И в данном случае это – Федерация, в сторону которой кивала стоящая на "расстрельной трибуне" министр финансов Галина Кулаченко. По ее словам, сейчас сложно рассуждать об окончательных размерах дорожного фонда – ясность наступит, когда Москва определится с объемами субсидий регионам.

Аналогичная ситуация и с профилактикой ВИЧ. В нынешней версии регионального бюджета расходы на борьбу с "чумой XXI века" в 2017 году составляют 200 миллионов рублей против 1,2 миллиарда в 2016-м. "Это при том, что Свердловская область входит в тройку наиболее сильно задетых эпидемией СПИДа регионов России. Почему в условиях, когда Свердловская область находится примерно на уровне Уганды по заболеваемости СПИДом, мы снижаем расходы на профилактику ВИЧ?" – возмущался депутат от КПРФ Александр Ладыгин.

"Мы расходы не снижаем. Сегодня не отражены субсидии из федерального бюджета по медикаментам. Ждем второго чтения, надеемся, что какие-то объемы получим", – отвечала Кулаченко.

Согласование дополнительных траншей регионам, в том числе и Свердловской области, сейчас активно идет в Госдуме РФ, подчеркнул Андрей Альшевских: "Практически по всем тем направлениям, которые депутаты озвучивали, будет увеличение федеральных денег. Сколько это будет, сейчас сказать не могу".

Пока что доходная часть бюджета Свердловской области на 2017 год составляет 184,8 миллиарда рублей, расходная – 193,9 миллиарда, дефицит – 9,168 миллиарда. За принятие проекта в таком виде в первом чтении проголосовали 37 депутатов. Коммунисты всей фракцией (4 человека) выразили проекту "фи", пятеро народных избранников не голосовали вовсе.

На что и как будет жить Средний Урал в 2017 году, станет известно уже в декабре. По озвученной ранее информации, 6 декабря депутаты планировали рассматривать проект документа во втором и третьем чтениях. Правда, зависимость региона от решений Госдумы, вероятно, сдвинет сроки – проект федерального бюджета нижняя палата парламента РФ во втором чтении будет обсуждать только 7-9 декабря.

Сергей РОМАНЧЕНКО