Год с Высокинским

Или 12 месяцев мэра Екатеринбурга.

25 сентября исполняется год с момента назначения Александра Высокинского главой Екатеринбурга. Эта дата - повод взглянуть на первые итоги работы градоначальника. Высокинский не побоялся ввязаться в бой с застарелыми городскими проблемами, перед которыми пасовали его предшественники. И продемонстрировал способность признавать ошибки и учиться на них.

Раздел полномочий

При Высокинском стартовала долгожданная управленческая реформа, выразившаяся для начала в увеличении самостоятельности районов Екатеринбурга. Градоначальник передал им часть полномочий, а также существенно увеличил районные сметы - дополнительно по 100 миллионов рублей на благоустройство. Кроме того, главы семи префектур получили возможность тратить часть казенных средств на оперативные нужды без торгов и согласований с городским департаментом финансов. Раньше, чтобы залатать дырку на дороге, вывезти упавшее дерево или разбить новый газон, им приходилось по паре месяцев вязнуть в бюрократических процедурах.

Кстати, наконец-то был расширен штат районных ДЭУ – стало больше дворников на улицах Екатеринбурга. Кроме того, была закуплена новая уборочная техника.


Александр Высокинский не только регулярно объезжает районы города, но и тестирует приобретения муниципалитета

Некоторые критики утверждали, что рост "самостийности" районов приведет к утрате мэрией контроля над ними. Кто-то, наоборот, прочил главам роль "стрелочников".

Катастрофы не случилось. Где-то эксперимент прошел более удачно, где-то менее. Не мудрено: каждый префект управляет территорией в меру своего разумения, способностей и имеющихся ресурсов. Ну, а огрехи "на местах" по традиции списываются на мэра. Хотя это несправедливо – градоначальник не может заменить собой каждого управленца или прораба ДЭУ. Именно поэтому, подчеркивает Высокинский, у любой проблемы должна быть конкретная фамилия – так ему и горожанам понятнее, с кого спрос.

Собственно, с этим следует соотнести и кадровые перестановки в мэрии: градоначальник постепенно подбирает более эффективных исполнителей. Процесс непростой, кропотливый и не всегда приносит успех с первой же попытки. И как тут не вспомнить о проблеме с повышением зарплат муниципальных чиновников? Её вынес в публичное пространство как раз Высокинский. Был освистан, и проблема "легла под сукно". Можно сколько угодно делать вид, что она не из первостепенных для Екатеринбурга. Ну, тогда может нужно и перестать спрашивать градоначальника – когда вы найдете новые кадры?

Реформа на колесах

Предыдущая команда городских управленцев во главе с Александром Якобом столкнулась с необходимостью изменений в общественном транспорте. Но, заслышав недовольный ропот горожан, и эту проблему отложили "до лучших времен", то есть до сменщиков.

Екатеринбуржцы до сих пор ждут, когда реформа начнется, а она, собственно, уже идет. Доказательство тому хотя бы слияние двух транспортных МУПов в "Гортранс", приобретение новых автобусов и трамваев, перераспределение маршрутов – дублирующих друг друга действительно стало меньше.


На улице 8 Марта заменили трамвайные пути и оборудовали остановку

Идет замена трамвайных путей, постепенно обновляются остановочные комплексы. Ведется проектирование и прокладка новых транспортных маршрутов, просчитываются варианты заключения концессионных соглашений по развитию транспортной инфраструктуры. Не исключено, что концессионером по развитию общественного электротранспорта в Екатеринбурге станет "Группа Синара".

Городские власти озадачились внятной аналитикой пассажиропотока общественного транспорта. В соответствии с этим будет меняться маршрутная сеть. Изменения, судя по всему, будут происходить помаршрутно, чтобы снизить возможные неудобства для горожан.

Это как с новым смартфоном: первые три дня интерфейс кажется неудобным, а потом привыкаешь, и уже не представляешь, как можно было пользоваться старым гаджетом", - размышляет Александр Высокинский.

Так и случилось с наделавшей немало шума маршруткой №024. За несколько месяцев екатеринбуржцы приспособились к тому, что длинный "сквозной" маршрут с Сортировки до Елизавета сменился на два "стыковых".

Мэрия вновь замахнулась на строительство второй ветки метро, а в отдаленной перспективе задумалась и о третьей. Понятно, что при имеющихся объемах финансирования с тем же успехом можно планировать полет на Марс, однако городские власти не оставляют попыток привлечь федеральные инвестиции. И, кстати, вернуть в муниципальную собственность земли, когда-то зарезервированные под строительство станции "Бажовская", а затем переданные прежним руководством города под коммерческий автосалон.

Уроки сквера

Майские протесты в сквере-у-драмы стали неожиданностью для вертикали власти. Екатеринбург прогремел на всю Россию.


Противостояние в сквере-у-драмы длилось 5 дней

Через несколько дней искусственного ажиотажа вокруг строительства храма святой Екатерины дискуссию удалось перевести в цивилизованное русло. Сквер уцелел, мегаполису в октябре впервые предстоит провести референдум по площадке храма. Но теперь представители гражданской оппозиции почему-то недовольны – мол, всё вышло не так, как они планировали.

Впрочем, Александр Высокинский, выйдя к протестующим в сквер, тоже не предполагал получить синяки. Хотел поговорить, надеялся быть услышанным.

И это ведь тоже старая городская проблема – "кривой" диалог власти и гражданского общества. И, кстати, храм Екатерины несколько лет назад не вернулся на Площадь Труда из-за воплей общественности. Нынче в послесловии скверного протеста горожане увидели, что конструктивный диалог все-таки возможен. И в этом Екатеринбург даст фору другим столицам России.

Зеленый каркас

Вообще на благоустройство города в 2019 году заложена беспрецедентная сумма. Только из вышестоящих бюджетов Екатеринбург получил более 6 миллиардов рублей. Оно и понятно – впереди 300-летие города и Универсиада, нужно постараться не ударить в грязь лицом. И если сейчас сравнить внешний вид и благоустройство екатеринбургских улиц, например, с соседним Челябинском, разница (со знаком плюс) огромная.

Городские власти наконец-то обратили внимание на парки и скверы, до которых руки как-то не доходили все предыдущие годы. Безусловно, есть спорные решения, но бесспорно одно – деревьев в городе должно стать больше. А стремление создать полноценные рекреационные зоны на месте диких зарослей – показатель того, что в мэрии задумались о создании комфортной городской среды.

Александр Высокинский собирается воплотить в жизнь идею, с которой многие годы носились городские урбанисты: создать зеленый каркас Екатеринбурга, в котором все рекреационные пространства соединяются друг с другом. Эта концепция включает в себя и единую городскую набережную, и пешеходные зоны, и скверы, и парки. Идея красивая, но конечный результат во многом зависит от качества воплощения.


Александр Высокинский проверяет качество работ на городской набережной

Немаловажно, что бургомистр настоял на внесении в Правила землепользования и застройки пункта об отмене возможности точечной застройки, а сейчас предлагает перевести 19 парков и скверов в градостроительную зону ТОП-1 (Территории общего пользования).

Школьные годы чудесные

Проблема "резиновых" школ для уральской столицы не нова. Но из-за сбоя при записи первоклассников в 2019 году она едва не доросла до родительского бунта, особенно в Краснолесье.

Хотя в этом году темпы строительства школ достигли уровня, которым Свердловск-Екатеринбург мог похвастаться лишь в годы СССР. После капитального ремонта открылась старейшая школа №1 на ВИЗ-бульваре. Теперь вместо 400 учеников их в ней 1 000.

В 2020 году в Краснолесье при школе №181 откроется пристрой на 600 учебных мест. А в 26-м квартале Академического построят новую школу на 1 200 учеников. Еще 4 школьных здания встали на так называемый капитальный ремонт, а фактически – полную перестройку. Их открытие также запланировано на 2020 год.


Возведение пристроя к школе №181

В ближайшие годы новые школы появятся в Пионерском поселке, на Эльмаше, в центре города, на улице Рощинской и еще в целом ряде микрорайонов. Решать школьную проблему планируется совместно с застройщиками - и в рамках государственно-частного партнерства, и за счет субсидирования из областного бюджета.

Перспективные планы строительства школ и детских садов нанесены на "тепловую" карту. "Город разделен на 57 районов. По каждому из этих районов сделан подробный анализ. Цель "тепловой" карты – анализ 57 районов, составление честной карты, понятные для всех планы, где до 2025 года будут строиться и реконструироваться объекты. Эта карта должна быть доступной для горожан", – подчеркивает Александр Высокинский.

Это напоминает известную детскую игру "тепло-холодно". В целом за год с Высокинским стало "теплее". Значит Екатеринбург с градоначальником идут в правильном направлении. Главное, далее бы не заплутать, не начать ходить кругами или топтаться на месте. Одним словом – не прохлаждаться.

Дмитрий МИГАЛИН