Кремль 20 лет назад: радость Ельцина и страхи Путина

В пересказе зятя.

Вот и встретились красные носки Познера и кеды Юмашева. Ветераны 90-х долетели в екатеринбургский Ельцин-центр, чтобы на всю страну (благодаря трансляции по "Дождю") рассказать, как Путин не слушался Примакова 20 лет назад. Зять Валя на сцене был свеж и резв, а Владимир Владимирович страдал одышкой мозга.

Для чего было организовано разговорное шоу "Наш ВВП"? Познер был настолько стар в этом интервью, что с трудом формулировал вопросы – так это виделось из зала, где находился корреспондент "Уралинформбюро". И, возможно, самый интересный вопрос прозвучал уже после его диалога с Юмашевым – от зрителя: а как записывалось знаменитое интервью Бориса Николаевича "я устал, я ухожу?"

Утром 31 декабря 1999 года - спустя два дня после оглашения первым президентом России решения Путину, что он остается "на хозяйстве". Это на видеозаписи Ельцин уставший, взволнованный, словно испуганный новостью о том, что уходит на покой. Наигранная фальшь. В действительности Борис Николаевич был вне себя от радости, что передает страну Владимиру Владимировичу. Тотчас устроили праздничный обед с силовиками. После которого Путин записал свое обращение к ошарашенной нации, которой в тот Новый год после речей из Кремля плохо елось и пилось.

Познер был нужен Юмашеву для того, чтобы рассказать, как Ельцин не любил Примакова, к памятнику которому Путин сейчас с пиететом несет цветы. А ведь на посту директора ФСБ в 1998 году ездил в Кремль с желанием подать рапорт об увольнении из-за того, что премьер-министр Примаков заставляет его следить за Явлинским, имеющим контакты с Западом."Пускать ФСБ в политику совершенно недопустимо!" - цитирует Юмашев тогдашнего Владимира Владимировича.

Вот сейчас президент Путин, скорее всего, дает команды ФСБ присмотреть за иноагентами, а глава чекистов вроде как не рвется уволиться. Потому что 20 лет спустя в России иные нравы. Ближе к примаковским.

Борис Николаевич был свердловским либералом. И не хотел оставлять Россию "старикам Примакову и Лужкову". Ведь, по словам Юмашева, боялся поворота вспять. В первый президентский срок Путиным было забетонировано движение страны к капитализму, подчеркивает зять Ельцина. И это было хорошо для Толи Чубайса, Леши Кудрина, ну, и для Семьи.

В эту Семью взяли сына. Путин стал для Ельцина "старшим сыном". С которым якобы у экс-президента России не было договоренностей ни по кадрам, ни по идеям. "О чем бы они не договорились, это было бы нарушено", - утверждает Юмашев.

И вот этим словам не веришь. Потому что в телеобращении Ельцин наигранно устало напутствовал "берегите Россию", а затем за праздничным столом в Кремле мог радостно сказать "берегите Семью". Во всяком случае, мы это наблюдаем последние 20 лет.

И вряд ли что-то изменится до 2024 года. Юмашев предрек, что Путин на 99% не уйдет в ближайшие 5 лет.

Вадим ДЫНИН