Как угробить Свердловскую область?

Расследование "Уралинформбюро".

Руки загребущие, глаза завидущие - сейчас эта пословица очень точно описывает тюменский клан во властных кабинетах Свердловской области. Начавшийся десять лет назад набег "северян" на опорный край державы оборачивается его деградацией и обнищанием.

На пороге коллапса

Несколько месяцев "Уралинформбюро" пытается распутать клубок, который сплели на процедуре выдачи лекарственных препаратов льготникам Минздрав Свердловской области и учрежденное им ГАУСО "Фармация". Все прежние "схематозы" местных чиновников просто детский лепет по сравнению с этим. Поражает не только количество слабых здоровьем свердловчан, над которыми "зависла бетонная плита", не масштаб урона для сложившейся негосударственной аптечной сети региона, но в первую очередь цинизм тех, кто решил административным "катком" проложить себе дорогу к благополучию. Они возомнили себя вершителями нового уклада жизни в одном из ключевых регионов России.

Ежегодно в Свердловской области обеспечиваются лекарствами более 4 миллионов льготных рецептов. Какие-то препараты выдаются взрослым и детям полностью за казенный счет, какие-то оплачиваются получателями наполовину.

Есть региональные льготники, есть федеральные - их примерно поровну. За последних деньги поступают в свердловский Минздрав из Москвы.

Кроме закупки лекарственных препаратов, бюджет обязан оплатить всю цепочку, по которой условный лоперамид дойдет от поставщика до больного. До 2020 года Минздрав на конкурсной основе определял, кто будет отвечать за своевременную и бесперебойную логистику, добиваясь при этом как экономии бюджетных средств, так и высоких стандартов работы. Затем эта функция вместе с госдотацией свыше 500 миллионов рублей в год была отдана государственной "Фармации".

Ну, а что – в Москве с льготниками вообще работали только муниципальные аптеки, и только недавно власти осознали, что надо привлекать к работе негосударственные сети: прошедшие отбор частники сделают получение лекарств территориально более доступным. Но в Свердловской области, как говорится, перевернутая пирамида – в утвержденном Минздравом на 2023 год реестре аптек, работающих с льготниками, из 214 только треть ГАУСО "Фармация", а остальные – это частники, причем свердловские, "домотканные".

Обслуживание каждого рецепта в нашем регионе оценивается бюджетом в 120 рублей. По сложившейся за последние годы практике конечная в логистической цепочке аптека получала из этой суммы, в зависимости от категории льготника, препаратов и их количества, от 68 до 82 рублей. Остальные деньги оставались у "Фармации".


Андрей Герстнер. Фото: farmacia.ru

И вдруг накануне 2023 года директор ГАУСО Андрей Герстнер заявил, что теперь работа аптек-подрядчиков будет оцениваться не дороже 25 рублей. Недовольные могут идти на все четыре стороны. И к тому же – из реестра будут удалены несколько десятков аптек по его усмотрению.

Тюмень или Тюрмень?

Единственное, чего пока добились несогласные с такой диктатурой – продление прежних ценовых условий сотрудничества с "Фармацией" на первый квартал текущего года. Иначе бы "бетонная плита" уже грохнулась на льготников, получивших отказ в обеспечении рецепта в привычной им аптеке. Второй квартал не за горами, а аптекам ни Минздрав, ни "Фармация" до сих пор (!) не удосужились ответить на вопрос – с чего 68 рублей превратились в 25? Такая цена услуги вынудит аптеки или отказаться от льготников, либо из своего кармана решать государственную задачу. А Герстнер в это время заработает шикарную прибыль.

Министр здравоохранения Андрей Карлов на днях ответил на запрос "Уралинформбюро", что "ГАУСО "Фармация", являясь юридическим лицом, вправе самостоятельно определять условия заключаемых агентских договоров". Иными словами, Минздрав, ранее директивно устанавливавший тариф на работу аптеки с рецептом, теперь не указ своему подведомственному учреждению! Анекдот.

Когда министр подписывал такой несусветный ответ, он, разумеется, не знал, что мы добыли методику справедливой раскладки этих 120 рублей по всем участникам цепочки. Она была разработана еще при министре Аркадии Белявском и, в частности, закреплена приказом №1801-п от 13 ноября 2015 года.

Это очень добротный документ, в который Минздрав мог с того времени вносить "косметические" новеллы, но ключевые параметры методики незыблемы, потому что верны – незаконно принуждать кого-то работать себе в ущерб. Методика защищает аптечный тариф 60 и более рублей за рецепт.

Отметим, что тандем Минздрав-"Фармация" пытается загрести не только деньги областного бюджета, но и федерального! И об этом Москва пока ни сном ни духом. Вот когда посыплются жалобы обездоленных льготников президенту, тогда федеральный министр Михаил Мурашко опять прилетит "с розгами" в Екатеринбург.

Помните, как Путин поручил Генпрокуратуре разобраться с "борзотой" руководства нижнетагильского завода, не платившего своим рабочим? Здесь схожая ситуация в исполнении Герстнера при участии руководства Минздрава – аптекам не хотят платить за работу. А с чего такая "борзота", кто это "берега попутал"?

Мы уже говорили, и будем стоять на своем, пока не получим железобетонные доказательства обратного - карт-бланш выдан вице-губернатором Олегом Чемезовым, приехавшим на свою должность из той же "тюменской матрешки", как и губернатор Евгений Куйвашев. И выписанный из Тюмени рекламщик Герстнер активно участвует в попытке передела свердловского аптечного рынка в пользу узкого круга физлиц.


Вице-губернатор Свердловской области Олег Чемезов

"Фармация" это ведь не только обслуживание льготных рецептов, но и коммерческий отпуск лекарственных препаратов. Представьте, на какую сумму их выкупают жители Екатеринбурга! Соответственно, важная задача группы лиц – монополизировать за "Фармацией" право продажи лекарств в муниципальных больницах, где, собственно, врачи их и выписывают. Аптечные пункты негосударственных аптечных сетей сейчас бесцеремонно выставляют из больниц – там за сотни тысяч рублей из казны устанавливают ларьки "Фармации", где, по мнению экспертов, цены на препараты выше, чем у изгнанных конкурентов.

Тем временем Минздрав рассылает частным фармацевтическим организациям списки сел, деревень и поселков, где сотни местных жителей ждут открытия аптечных пунктов, обещанных им властями Свердловской области. Это как раз задача государственной "Фармации" - обеспечить доступ к лекарствам в отдаленных территориях. Но руководство ГАУСО заявляет, что этим заниматься не будет, так как это коммерчески нецелесообразно! И Минздрав одобрительно поддакивает – пусть частники везут таблетки и микстуры в деревню Ожгиха (553 жителя), село Ошкуково (706), поселок Висим (1601).

И Герстнер с Карловым не боятся, что с них спросят за целесообразность расходования в Екатеринбурге бюджетных миллионов, выделенных на расширение географии присутствия "Фармации" не в мегаполисе, а в сельской местности. У них то ли зонтик, то ли бронежилет, то ли охранная грамота от Олега Чемезова.

Давно не секрет, что закупки здравоохранения за бюджетный счет криминализированы. Причем основа преступного сообщества сформирована из тех, кого на работу наняло государство.

Мы начали считать по головам гидру, готовую сожрать все в Свердловской области. Рубить эти головы должны уполномоченные органы с мечом.

Вадим ДЫНИН

Еще в сюжете: "Золотая пилюля" Андрея Герстнера