Уральский полпред Президента РФ П.Латышев: "Наша главная задача - обеспечение законности и политических прав граждан"

13 мая в России будет отмечаться четырехлетие создания института полпредов в федеральных округах. Об итогах прошедших четырех лет и перспективах на будущее - полномочный представитель Президента России в Уральскком федеральном округе Петр Латышев. - Петр Михайлович, наверное, показательно, что за прошедшие четыре года Владимир Путин неоднократно посещал Уральский федеральный округ: П.Латышев: Не секрет, что УрФО является базовой территорией для развития российского топливно-энергетического комплекса России. На севере Тюменской области - в Югре и на Ямале - сосредоточены крупнейшие запасы углеводородов. Об их значении для национальной экономики говорить не требуется. С другой стороны, Свердловская и Челябинская области - крупнейшие не только в России, но и в Европе производители металлургической и машиностроительной продукции. Именно эти факторы определяют постоянное внимание Президента к Уральскому федеральному округу.Напомню, что глава государства летом 2000 года был в Нижнем Тагиле, в декабре того же года - в Магнитогорске, в ноябре 2001 года - в Новом Уренгое, в январе 2003 года - вновь в Магнитогорске. В марте 2003 года в Тюмени Президент России провел совещание по вопросам развития Уральского федерального округа. Осенью прошлого года в Екатеринбурге состоялась российско-германская встреча в верхах. А в конце прошлого месяца Владимир Владимирович провел расширенное заседание Президиума Госсовета и принял участие в Собрании представителей северных территорий России.Решения, принятые Президентом в ходе этих поездок, определили нашу работу, стали важным фактором развития территорий Уральского федерального округа. - Каковы основные решение, принятые Президентом, в ходе его недавней поездки на север Уральского федерального округа? П.Латышев: Я бы выделил два базовых вывода по итогам обсуждений, которые состоялись в конце апреля в Салехарде. Первое. Сегодня экономика северных территорий, в том числе ЯНАО и ХМАО, сильно монополизирована и моноориентирована. И если в 90-е годы такая ситуация была объективно оправданной, то сегодня требования времени изменились. Поэтому глава государства поставил задачу комплексного развития этих территорий, ухода от исключительно сырьевой ориентированности региональных экономик. Важнейшее направление в этой связи - комплексное развитие северной инфраструктуры - транспортной, энергетической, коммунальной, систем связи и информации. Это мнение полностью разделяют и губернаторы северных регионов России. Кстати, такая работа в Тюменской области, в Югре, на Ямале уже началась. Ведется строительство дорог, расширяется нефтехимическое производство, углубляется межрегиональная экономическая интеграция: Второе. Масштабные экономические задачи сформулированы в совершенно конкретных целях - <обеспечить всем северянам комфортную и достойную жизнь, широкий доступ к качественным образовательным, транспортным, культурным, медицинским и социальным услугам>. Это относится и к представителям коренных малочисленных народов севера. В настоящее время в Уральском федеральном округе проживают около 66 тысяч представителей малочисленных народов. Эти люди обладают уникальной культурой, являющейся составной частью российской цивилизации. Наша задача - помочь им сохранить свою самобытность, обеспечить достойные условия жизни. Сделать это можно только сочетанием форм государственной поддержки и рыночных механизмов. Таким образом, вопросы развития экономики северных территорий и сохранения уникального уклада жизни северных народов неразрывно связаны. Уверен, что уже в 2004 году ситуация в этой сфере изменится к лучшему. - А какова в целом динамика социально-экономического развития Уральского федерального округа? П.Латышев: Организация работы по реализации государственной политики в экономической сфере позволила обеспечить сохранение положительной динамики экономического развития УрФО. В течение 2000-2004 годов вклад округа в общероссийский результат увеличился по большинству показателей. Доля УрФО в общероссийском промышленном производстве выросла с 18,9 % в 2000 до 20,7% в 2004 году. По всем отраслям экономики в первом квартале текущего года имеет место рост производства. В среднем по УрФО он составляет 108,8%, что на 3% выше общероссийского показателя. Наиболее быстрыми темпами растут предприятия металлургии, машиностроения, связи, энергетики, ТЭК. Мы прогнозируем, что сохранение подобной динамики позволит нам решить задачу удвоения ВВП существенно быстрее, чем в целом по России. - В течение четырех лет особое внимание Вы уделяли поддержке инвестиционной деятельности субъектов федерации, хозяйствующих субъектов УрФО. Каковы итоги этих усилий? П.Латышев: В 2003 году объем иностранных инвестиций в экономику Уральского федерального округа составил 5,564 миллиарда долларов. За 4 года объем иностранных инвестиций в экономику округа вырос более чем в 5 раз. Доля УрФО в общем объем иностранных вложений в Россию возросла с 8,7% в 1999 до 18,7% в 2003 году. Достижению результата способствовала работа по интенсификации экономического и культурного сотрудничества между Уральским федеральным округом и иностранными государствами. Сегодня на долю Германии, Австрии, Великобритании и Франции, где прошли презентации экономического потенциала округа, приходится 67% от всех иностранных инвестиций в экономику УрФО, в то время как в 2000 году их доля составляла 16%. - Насколько изменилась за прошедшее время ситуация в правоохранительной сфере? П.Латышев: Криминогенная обстановка в Уральском федеральном округе в последние годы, к сожалению, продолжала оставаться сложной. Отмеченное некоторое сокращение числа зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений не привело к коренному изменению обстановки в лучшую сторону. Наметившееся по итогам 2002 года сокращение общего количества зарегистрированных преступлений, в 2003 году вновь сменилось их ростом. Так, средний уровень преступности по федеральному округу в 2003 году составил 2568 преступлений на 100 тысяч человек населения, что на 25,2% выше среднего показателя по России (2049,6). Самый высокий уровень преступности зарегистрирован в Курганской (3168,8), Тюменской (2965,9) и Свердловской (2648,4) областях. Причины данной ситуации имеют комплексный характер. Можно говорить и о пограничном характере расположения территорий округа, и о том, что по его территории проходят крупнейшие транспортные корридоры. Но все это не означает, что мы должны мириться с тем, что происходит. Проблемы координации работы правоохранительных органов по организации борьбы с преступностью во всех ее проявлениях входят в число важнейших приоритетов в деятельности аппарата полномочного представителя Президента и были неоднократно обсуждены на совещаниях руководителей федеральных органов исполнительной власти Уральского федерального округа, коллегиях по безопасности при полномочном представителе, служебных совещаниях. По итогам мероприятий спланированы и осуществляются неотложные меры по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов. В частности, разработана и утверждена "Комплексная программа по усилению борьбы с преступностью в субъектах Федерации УрФО на 2002 -2004 годы", аналогичные программы сформированы во всех субъектах федерального округа и большей части муниципальных образований. Последовательно реализуются мероприятия по увеличению штатной численности участковых уполномоченных органов внутренних дел, выделению им служебных помещений на административных участках, а также жилья на обслуживаемой территориии, домашних телефонов. Приняты меры по усилению контроля за деятельностью органов внутренних дел с регулярным заслушиванием их руководителей на заседаниях коллегий по безопасности. Следует отметить, что в результате реализованных мероприятий в сфере обеспечения национальной безопасности удалось существенно упростить механизм взаимодействия между правоохранительными органами, добиться совместной реализации на ряде ключевых направлений оперативно-розыскной деятельности. - Вы неоднократно говорили о том, что одной из важнейших функций аппарата полпреда является проверочная деятельностью. Как обстоят дела в этой сфере? П.Латышев: Проверки, осуществляемые по моему поручению Уральской окружной инспекцией Главного контрольного управления Президента Российской Федерации, призваны способствовать повышению эффективности работы органов власти всех уровней, в том числе по исполнению требований федерального законодательства. За отчетный период проведено 146 проверок. По результатам контрольных мероприятий выявлено нецелевое использование средств федерального бюджета на сумму 1,5 миллиарда рублей и 47 миллионов. долларов США. Органами Федерального казначейства принимаются меры по возмещению средств, использованных не по целевому назначению. Особое внимание уделяется нами вопросам социально-экономической ситуации на территории федерального округа. К примеру, контроль за деятельностью территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, наделенных полномочиями влиять на положение дел, активизация их взаимодействия с налоговыми органами и органами прокуратуры позволили в 2003 году на 34% сократить общий объем задолженности по выплате заработной платы. По поручению Президента Российской Федерации в 2002- 2004 годах осуществлялся постоянный контроль за работой жилищно-коммунального хозяйства на территории Уральского федерального округа в зимних условиях. Систематический контроль за подготовкой к отопительному сезону позволил своевременно поставить и с участием Правительства Российской Федерации решить неотложные вопросы по созданию запасов топлива, обеспечить взаимодействие ведомств, непосредственно отвечающих за эти вопросы. Это обеспечило, как вы знаете, более стабильное прохождение отопительного сезона, существенно снизило число аварийных ситуаций. Это, напоминаю, лишь некоторые примеры. Проверочная деятельность касается большинства аспектов развития территорий Уральского федерального округа. Механизмы нами отработаны в ходе недавних избирательных кампаний по выборам Госдумы России и Главы государства. Итоги этих выборов продемонстрировали высокую степень поддержки политики Президента, консолидацию общества вокруг проводимых сегодня преобразований России. Всемерно способствовать их успешному осуществлению - основной приоритет нашей дальнейшей деятельности

Актуальное