Челябинский спрут
Расследование "Уралинформбюро".
А вы не задумывались, почему Челябинская область оказалась в лидерах нынешней национализации активов, полученных с нарушением закона? Ответ лежит на поверхности – за последние 15 лет в регионе тесно сплелись интересы бизнесменов, чиновников и силовиков. По всей видимости, там можно не только купить, но и перекупить любого, если потребуется. Как говорится, большие деньги против просто денег.
После Сумина
Весной 2010 года тяжелобольной Петр Сумин уходил с поста "народного" губернатора. Его по-настоящему любили, ему верили в Челябинской области, которой он руководил 17 лет. Петр Иванович поддержал назначение на должность главы региона Михаила Юревича.
"Были времена, когда тяжесть проблем в области давила до хруста в костях. Но регион выстоял. Говоря языком металлургов, нами подготовлена "отборная шихта", и теперь грешно плавить плохую сталь. Новому губернатору есть на что опереться", – напутствовал он сменщика.
Петр Сумин и Михаил Юревич. Фото: пресс-служба администрации Челябинской области
"Отборную шихту" дербанили при Юревиче как не в себя. Жрали в три горла – губернатор подавал пример. Пятилетку на посту он вынужденно завершил досрочно и уехал жить в Лондон. Десятки миллиардов рублей незаконного обогащения, взыскиваемые теперь государством с бизнесмена-политика и его окружения, говорят сами за себя.
А что принявший эстафету Борис Дубровский? Он же не макаронник Юревич, а в буквальном смысле – от мартена, металлург. "Специальность у вас была, насколько я помню, по документам – обработка металлов давлением. Думаю, что эти навыки вам пригодятся и на новом месте в качестве губернатора Челябинской области. Есть там над чем работать, проблем много", – давал наказ ему в 2014 году Владимир Путин.
Борис Дубровский
И этот не выдержал испытания властью. Сбежал в Швейцарию, объявлен МВД в розыск. Ему на смену из Москвы приехал Алексей Текслер и даже проявил усидчивость – идет второй губернаторский срок. Но история "раскулачивания" миллиардера Константина Струкова бросила тень на семью нынешнего главы Челябинской области. В частности, учредитель "Южуралзолота" является первостепенным попечителем "Фонда 2020", созданного Ириной Текслер.
Есть мнение, что формальным поводом для отставки Юревича стала поездка во Францию на день рождения своего друга Сергея Вайнштейна. Империя этой семьи во время губернаторства "макаронника" завидно росла на бюджетных дрожжах. Силовики, вроде как, попытались возбудиться, но тут же притихли. При Текслере госконтракты опять посыпались Вайнштейнам как из рога изобилия. И плевать, что на соцобъектах, где заметна их компания "Строймеханизация", проблем не счесть. В Челябинске разводят руками: они же – хозяева жизни.
Алексей Текслер и Сергей Вайнштейн. Фото: агрохолдинг "Чурилово"
Домик на Виргинах
Челябинские озера – настоящие жемчужины: Тургояк, Увильды, Кисегач... Водоемы зачислены в особо охраняемые природные территории. И этот статус разжигает хищнический аппетит у тех, кому закон не писан. Они считают, что с них не спросят за нарушение – даже волос на голове не шелохнется.
И ведь действительно так бывает! Семья Вайнштейнов незаконно возвела металлический забор на береговой полосе озера Увильды, где расположен их особняк. Нарушение беспокоит местных жителей, чей свободный доступ к памятнику природы охраняется Водным кодексом. Но прокурорские работники и сотрудники подразделения областного Минприроды не беспокоят олигарха – зачем им неприятности.
По соседству с Вайнштейнами стоит дом Михаила Юревича. На него наложили арест, но не знают, что делать дальше – он возведен незаконно и возникла проблема с реализацией. Подобную аферу в другой части Увильдов провернул заместитель Юревича – Александр Уфимцев. Вместо детского лагеря мошенническим путем были построены коттеджи для челябинских випов. Семь лет экс-чиновник скрывался от уголовного преследования за рубежом, но в прошлом месяце был вынужден вернуться "под конвой".
Как ранее рассказывало "Уралинформбюро", Вайнштейны с размахом осели у озера, воспользовавшись сокращением особо охраняемой природной территории "Курорта Увильды", арендованной у государства. Они получили гектары земли для своего особняка, а также семиэтажного дома.
Разумеется, надзорным органам надо поднимать архивы, чтобы разобраться с этим "финтом ушами". Была федеральная (!) ООПТ, а теперь – "бывшая территория санатория" без охранного статуса! Как это бывший директор знаменитой здравницы Александр Мицуков подсобил семье Вайнштейнов?
Озеро Увильды расположено в Аргаяшском районе. С 2005 года его возглавлял Исрафиль Валишин, осужденный в 2020 году за совместную аферу с Уфимцевым. Но до сих пор никто не обратил должного внимания на то, какие разрешительные документы подписывал этот чиновник Вайнштейнам 15 лет назад. Между тем по ним особняк олигарха проходит как нежилое здание – спальный корпус. А многоэтажка из сорока апартаментов значится "корпусом для реабилитации и подготовки сильнейших спортсменов Челябинской области".
Фикция – не было там спортсменов! И ведь теперь глава муниципалитета другой, и губернатора давно поменяли, но Вайнштейнам закон не писан – и потому даже территориальное управление Росимущества, возглавляемое полковником ФСБ, не находит повода для ревизии договоров аренды земли на Увильдах.
А между тем особняк, оформленный на жену Сергея Вайнштейна Екатерину, находится в залоге у Nortoholme Investments LTD, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Эта компания из реестра "панамского досье" 20 лет используется Вайнштейнами, несмотря на критику офшоризации из уст президента Путина.
Концы в озеро
Александр Мицуков должен Вайнштейнам, как говорится, по гроб жизни. И как банкроту расплатиться? Возможно, в семье олигарха созрел план, как спрятать подальше свои земельные сделки и долг отработать бывшему главврачу-гинекологу.
Мицуков задолжал десятки миллионов рублей "Курорту Увильды", при этом претендуя на долю в нем. Его многолетняя тяжба с экс-супругой, которая четверть века занимается развитием здравницы, вероятнее всего, безуспешно ведется за счет олигарха. Так вот сейчас Вайнштейн пытается скупить "курортный" долг Мицукова и "зайти" на территорию. После этого тот же особняк и в лечебный корпус превратиться может.
Первоначально для этого использовалась компания "Первый советник", занимающаяся юридическим сопровождением Вайнштейнов. Но челябинский арбитраж без труда увидел притворность такой скупки долга. Тогда на сцену вышел давний деловой партнер семьи Евгений Дорохов. Он из разряда бизнесменов-спортсменов, мастер спорта по дзюдо. Ну, а в Челябинске хорошо известно, что империя Вайнштейнов держится "на кулаках". И, какое совпадение, Ирина Текслер возглавляет Попечительский совет региональной федерации дзюдо.
Ирина Текслер. Фото: Леонид Дубовицкий
Можно предположить, что сценарий с Дороховым будет проталкиваться в арбитраже с помощью административного ресурса. "Челябинский спрут" – это не фигура речи. К примеру, разве далеко ушел от судейских дел пенсионер Сергей Минин, возглавлявший кассационный суд? Или случайно ли попал в опалу руководитель челябинского Следкома Алексей Колбасин?
Слишком многое поставлено на кон у Вайнштейнов на берегу озера Увильды. Им есть что там терять. Арестованный дом Юревича стоит перед глазами.
Вадим ДЫНИН