Ивановская прокуратура ПЛЕСнула не туда

Плёс. Фото Алексея Шевцова*

Что происходит на Волге?

Удивительная карусель закрутилась вокруг Алексея Шевцова*, давшего "вторую жизнь" Плёсу – живописному городку на берегу Волги. Государство "душит" его в своих объятьях – Минюст признал иноагентом, а прокурор Ивановской области потребовал лишить имущества и 1 миллиарда рублей впридачу.

Шевцов* известен тем, что в начале 2000-х продал "Южуралмаш" в Оренбуржье и отправился на Волгу, где в детстве гостил у бабушки. За минувшие двадцать лет из захолустья, хотя и украшенного пейзажами Левитана, Плёс превратился в туристический must see. Теперь там есть дома-гостиницы, дома-рестораны, волжские деликатесы, сувениры и очередь желающих попасть в эту "машину времени". Рецепт успеха придумал и реализовал Шевцов*, потративший свои 200 миллионов рублей на "избинг" – ренессанс русского домостроения.

С 2008 года Плёс присмотрела чета Медведевых. Шевцов* тогда на всех парах развивал туристический потенциал городка. О Плёсе заговорили в столичном обществе – он вошел в моду, цены на недвижимость рванули в цене. А в 2012 году на волжском берегу появился, сначала в гостях у Шевцова*, инвестиционный банкир Тимербулат Каримов.


Тимербулат Каримов. Фото: пресс-служба Фонда имени Мустая Карима

Он решил не размениваться на покупку летней дачи, а всё забрать в свои руки – этакий "маркиз Карабас волжского разлива". С 2015 года миллиардер возглавляет муниципальный Совет, хотя живет в Москве. Дружба с Шевцовым* закончилась в 2021 году, когда Каримов выкупил у него крупный отель и посчитал, что дорого – 175 миллионов. С той поры на автора "избинга" прокуратура стала смотреть с неизменным укором.

Но вряд ли кто-то ожидал, что Шевцова* захотят вчистую стереть с карты Плёса. Надзорный орган потребовал обратить в доход государства полторы сотни объектов недвижимости и земельных участков в Плёсе, восемь шевцовских компаний и взыскать с бизнесмена и его родственников 1,162 миллиарда рублей. Мотивировка – "выявлены факты нарушения Шевцовым А. В. запретов и ограничений, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, в период исполнения полномочий представителя власти".

Шевцов* до прихода Каримова был депутатом нескольких созывов Совета поселения, а полтора года (2010–2011) даже возглавлял депутатское сообщество. А теперь прокурор утверждает: "в целях своего обогащения исполнение публичных функций Шевцов А. В.* совмещал с коммерческой деятельностью", хотя должен был отказаться от предпринимательства и участия в управлении хозяйствующими субъектами.


Алексей Шевцов*

Остается гадать – вольно или невольно ивановская прокуратура прочла не тот Устав городского поселения? По Уставу от 2005 года главу Плёса избирали жители на 5 лет, он был чиновником, не имея права на доходы от бизнеса. А в 2009 году Устав переписали – высшим должностным лицом поселения стал председатель местного Совета, но свою деятельность он осуществляет на общественных началах, безвозмездно (сейчас это – Каримов). А вот глава городской администрации (исполнительная власть) работает за казенную зарплату, на постоянной основе.

Так что по Уставу 2009 года Алексей Шевцов*, возглавив представительный орган, имел полное право заниматься предпринимательством, как и другие его коллеги-депутаты. Данный факт обессмысливает прокурорский иск!

Надзорное ведомство невзначай дошло даже до подтасовки фактов. Утверждается, что "Шевцов А. В.* как глава Плёсского городского поселения входил в структуру администрации Плёсского городского поселения, осуществляющей исполнительно-распорядительные функции" со ссылкой на решение от 16 ноября 2010 года.

"Уралинформбюро" нашло это решение и саму структуру – там значится глава Администрации (а не председатель Совета). Прокуратура почему-то одним глазом косит в Устав 2005 года, вторым смотрит в структуру 2010-го и утверждает: вот же он Шевцов*! А там был вовсе иной человек – чиновник, получавший зарплату из бюджета. Архивные документы подтвердят это на 100%.

И какое совпадение – буквально накануне суда по иску прокуратуры Алексея Шевцова* 10 октября заносят в список иноагентов за "участие в качестве респондента на информационных площадках, предоставляемых иностранным агентом и иностранным СМИ". Но бизнесмен последнее интервью зарубежному изданию давал еще в 2013 году – Financial Times.

В чем же дело? Еще в последних числах сентября (!) в своем телеграм-канале Шевцов* сообщил о медийной провокации в его отношении. "Уралинформбюро" на просторах интернета разыскало тот материал, который мог взволновать Минюст.

В июле на сайте EU Reporter была опубликована статья The Feudal Lord Decides Everything: A View from Plyos on Russia’s Local Governance Reform, в которой "читатель, назвавшийся Alexey Shevtsov", утверждает, что "Потаенная Россия" – это политическая платформа, объединяющая недовольных. Глупость несусветная! "Потаенная Россия" – это на самом деле шевцовский проект по реставрации плёсских домиков.

Шевцов* заявляет, что интервью не давал – это подделка, с помощью которой его сделали иноагентом, урезав возможности для защиты в суде. Адвокаты Шевцова* указывают, что на сайте EU Reporter размещены расценки для публикации платных материалов. Там всего лишь за полторы тысячи евро можно разместить любое интервью. При такой редакционной политике плеснуть помои в сторону России не представляет проблемы.

"Уралинформбюро" направило запрос в издание, распространяемое в Европарламенте, с просьбой сообщить – когда и каким образом его журналисты брали интервью у человека, представившегося как Alexey Shevtsov. С большой вероятностью, ответа не дождемся. Но мы настроены провести серьезное расследование.

Вадим ДЫНИН

* признан в РФ иностранным агентом.