Как собирали тюменскую "матрёшку"

В одном из самых отдалённых регионов России погашен конфликт, длившийся ещё с конца 90-х годов, вовлекший в свою орбиту множество финансовых и политических группировок, а также Администрацию Президента РФ. Речь идёт о так называемом "матрёшечном" субъекте - Тюменской области, в состав которой входят самодостаточные Ямал и Югра. 9 июля 2004 года был подписан договор между органами госвласти всех трёх субъектов "матрёшки", который, как следует из комментариев глав этих регионов, в общем-то устраивает всех. Стоит особо напомнить, что на пике конфликта речь шла ни много ни мало о слиянии все трёх регионов в один. Тюмень предлагала передать все ключевые полномочия округов в областной центр, что неизбежно повлекло бы утрату округами самой возможности проводить независимую внутреннюю политику. Аналитики, предпочитающие рассматривать эту эпопею в узком финансовом спектре, уже представили подписание договора в виде прозаичного "округа откупились от Тюмени за 20 миллиардов". Тем самым перераспределение финансов на территории "матрёшки" представлено в виде откупа. Такой подход к проблеме не объясняет, почему все стороны остались довольны договором, ведь сумма-то не маленькая... Чтобы понять и оценить по достоинству сам факт подписания трёхстороннего договора, необходимо учесть, что он, на первый взгляд, не вяжется с государственным курсом "на укрупнение" российских регионов. Однако, если присмотреться к ситуации внимательно, становится понятно, что укрупнение, в том числе и с точки зрения Президента России, не является некой самоцелью. Укрупнение - лишь инструмент в руках интеграции, которая не везде может преодолеть внутренние границы между регионами. Однако в случае с Ямалом, Югрой и Тюменской областью такая интеграция действительно происходит. Следовательно, и смысла в ломке административных границ не существует. Последний визит Владимира Путина на Ямал лишь подтвердил эту точку зрения. Президент не настаивал на немедленном слиянии автономных округов с областью, более того, дал понять, что вообще не стремится к этому. Ему важнее социально-экономическая стабильность в стратегических для России регионах. По сути он предложил "матрёшке" самой разбираться со своими сложносоставными проблемами. И вот разобрались. Со стороны статус-кво сторон договора представлялся так. Есть губернатор Тюменской области, которому крайне необходимо изыскать дополнительные источники доходов для небогатой природными ресурсами области. И есть губернаторы богатых регионов ЯНАО и ХМАО, которые не готовы уступить соседу "полцарства" лишь потому, что когда-то Тюменская область командовала этими округами. Тюменские власти сделали ряд попыток решить конфликт в рамках ФЗ-95 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" с его убийственной для автономных округов статьей 26-6. Тюменцы, очевидно, рассчитывали на жёсткую поддержку Президента и его Администрации. Поэтому нет ничего удивительного в том, что позиция В.Путина стала для них своеобразным холодным душем. В Администрации главы государства оценили ситуацию с точки зрения общегосударственной целесообразности, а не с позиции какой-либо отдельно взятой группировки. В противном случае, была бы сломана система, позволяющая называть Ямал и Югру регионами-донорами. Покуда в тиши кремлёвских кабинетов стороны сводили к приемлемой редакции договоры, в СМИ шла нешуточная баталия. Самыми активными ньюсмейкерами показали себя тюменцы, пропагандировавшие свой вариант двухстороннего договора. В перманентном клинче с ними были югорцы. Ямальский губернатор Юрий Неёлов до самой развязки демонстрировал готовность к спокойному переговорному процессу. И сейчас, когда "процесс пошёл", такая позиция видится наиболее продуктивной. Так почему все-таки все три региона оказались довольны подписанным договором? Во-первых, Тюмень не могла не понимать, что изъятие полномочий у округов чревато непосильной нагрузкой на плечи областной администрации. Ломка всей административно-политической системы Югры и Ямала однозначно не могла обернуться ничем, кроме призраков "светлого будущего". Что касается двадцати миллиардов рублей, которые кое-кто окрестил "откупными", речь идет не о чемоданчике с деньгами или чеке на кругленькую сумму. Тюменская область получает от округов целиком и полностью отчисления по налогу на добычу полезных ископаемых, который, впрочем, Ямал и так готов был отдать Тюмени по той простой причине, что экономика ЯНАО давно уже не зависит от "рентной иглы", как это все еще присуще ХМАО. Тюменская область также получает часть доходов от налога на прибыль организаций по нормативу в размере 29,5%. Опять-таки и эти деньги пойдут не на нужды одних тюменцев. Они, согласно договору, будут израсходованы на общеобластные программы. В частности, на строительство туберкулезного диспансера в Тюмени, в котором крайне заинтересовано население автономных округов. Или на строительство, ремонт и эксплуатацию дорог регионального значения. Также эти деньги пойдут на предупреждение и ликвидацию стихийных бедствий на территории все трех субъектов РФ, на развитие физкультуры и спорта. Всего заключённый договор предусматривает одиннадцать общеобластных программ. Деньги будут эффективно работать на все три субъекта. И это не может не устраивать стороны, подписавшие договор. Также немаловажно и то, что под эти программы фактически создан приличный общеобластной бюджет, распоряжаться которым будут тюменские власти. Гораздо удобнее, когда за общеобластные мероприятия отвечает одна сторона, а не все понемногу. Вместе с тем, у областного руководства появилась возможность доказать свою способность не только брать, но и возвращать сторицей во благо всех субъектов "матрёшки". Справедливости ради заметим, что, помимо трёх сторон, вполне удовлетворенных подписанным договором, есть еще и четвёртая сторона, которая, надо думать, тоже испытывает положительные эмоции. Это Президент и ряд персоналий из его Администрации. Собственно, сам факт подписания договора подчёркивает их правоту, оправдывает их позицию невмешательства во внутренние дела трёх субъектов. Стародавний конфликт был улажен именно тогда, когда эта позиция была недвусмысленно продемонстрирована. Вот так и должна вершиться политика в интересах всего государства. Глеб СЕРГЕЕВ

Актуальное