Внеуставные отношения отставить!

Извечный противник свердловского губернатора екатеринбургский мэр посягнул на самое святое: на Устав области. Святость оказалась надуманной. "Посягания" - тем более. Так, приведение законов в общефедеральный вид превращается в очередную серию политического мыльного сериала о противостоянии Эдуарда Росселя и Аркадия Чернецкого. Областной Устав обсуждали и раньше, но все же предыдущие события можно отнести к разведке боем и распределению позиций (ролей) в увлекательном спектакле о региональных законах и федеральном лекале для них. Спектакль, как вы понимаете, камерного толка: людей больше беспокоят высказывания Росселя о социальном взрыве и действия Чернецкого - вернее, бездействия - по уборке Екатеринбурга от непрекращающегося снега. Но если есть зрители, то будут и актеры. Будут актеры - появится пьеса. Ерунда, что сама по себе пьеска не более, чем очередной акт опротивевшего сериала о противостоянии губернатора и мэра. Эдуард Эргартович по поводу уставных преобразований грустит, зато Аркадий Михайлович ринулся откусывать от очередного политического пирога хоть какую-нибудь крошку. Безусловно, екатеринбургский глава учел некоторые замечания после первого "наскока" на политическую систему области. И кое-где поправился. Например, Чернецкий, видимо, сообразив, что однопалатный парламент из 35 человек будет стоить никак не меньше двухпалатного из 49, решил урезать будущую единственную палату до привычного числа 28. Вряд ли он всерьез озабочен экономией областного бюджета, но таким образом выбивается очередной козырь из рук оппонентов. Теперь палата совсем уж приобретает формы нынешней областной Думы - те же 28 человек на освобожденной основе, только избираются они по смешанной системе - половина от партий, половина от мажоритарных округов. Таким образом, Аркадий Михайлович окончательно хочет распустить верхнюю палату. Чем она ему помешала понятно: влияние Белого дома в области таково, что екатеринбургскому мэру никогда не получить в ней большинство. Правда, что изменится в таком случае после возможного сокращения? Да ничего! Ведь это будет не упразднение палаты и передача всех полномочий нынешней областной Думе, а выборы в новый парламент, и кто гарантирует, что после выборов Чернецкий будет контролировать новую Думу? Никто, в том числе и он сам. Вся возня вокруг реформы парламента затеяна исключительно с целью будущих выборов, причем, выборов в двухпалатный парламент, и ради возможности заявить избирателям о том, что "НДНГ" пыталось сэкономить на содержании чиновников, да вот не получилось по вине тех-то и тех-то. Но если тут идет речь о реформе парламента, то куда более странно выглядят попытки реформирования исполнительной власти. Учитывая, что к октябрю 2001 года в Свердловской области не останется института председателя правительства, то на этом можно было бы и успокоиться. Но восторг "НДНГ" по поводу ликвидации поста премьера в прошлом году выглядел неуместно. Да, по областной власти нанесен удар, но не из разряда страшных. Главное - не названия, а полномочия и функциональное распределение. Зато областная Дума, спикером которой является человек Чернецкого - Евгений Порунов, фактически теряет контроль над таким важным пунктом как назначение председателя правительства. Получается, что у Думы отбирают - приводя Устав в соответствие федеральным законам - лакомый кусок торгов. То ли в администрации Екатеринбурга этого не рассчитали и не учли, то ли еще почему, но в конце-концов там всполошились и предложили другой вариант иерархии. Теперь - по плану "НДНГ" - вторым человеком области должен стать спикер Думы. То есть, Е.Порунов. Опять же: в апреле следующего года - выборы. Рискнем предположить, что приведение региональных законов под федеральные по большому счету никого уже не интересует - разве что полпредство. Идет обычное выяснение отношений между извечными врагами Э.Росселем и А.Чернецким. И когда одному выгодно приведение законов в должный вид, второму невыгодно. А чему они там при этом соответствуют, никого уже не волнует. Чернецкий предлагает заведомо антиконституционный вариант полномочий исполнительной власти. Конституция четко выстраивает иерархию президент - премьер, причем, законом запрещено обоим одновременно покидать страну - потому что, по большому счету, в этой ситуации третий - лишний. Екатеринбургский глава в одной отдельно взятой области предлагает перевернуть все с ног на голову. Скорее всего, сам Чернецкий плохо отличает президентскую республику от парламентской, абсолютную монархию от конституционной и т.д. Но предлагать отдать власть парламенту в России звучит очень революционно! Сразу вспоминаются 1992-1993 годы, когда за точно такие же требования со стороны Верховного Совета России и лично Р. Хасбулатова Борис Ельцин расстрелял Белый дом и отменил советскую власть. Да и прежде главы нашего государства к парламенту относились достаточно прохладно. Царь непременно распускал Думу, Ленин разогнал Учредительное собрание, Сталин ввел практику картинно-показательного Верховного Совета, а 1989 год бывает в столетие лишь раз. Да и то только для того, чтобы избрать Генерального секретаря партии президентом страны. Вот и вся историческая хитрость. Конечно, свои предложения по реформированию системы власти есть и у Белого дома. Например, наиболее актуально звучит предложение ввести реальный институт вице-губернаторства. По аналогии с США, Москвой, Самарой. То есть, ввести не название заместителя губернатора, как это фактически есть в подавляющем большинстве регионов, а именно ввести институт вице-губернаторства. В том числе, с выборами губернатора и вице-губернатора параллельно. Статус вице-губернатора в таком случае возрастает. Вряд ли, конечно, дело дойдет до американского опыта: там вице-губернаторы являются еще и спикерами парламента штата. Но и московского с самарским опытом хватает, чтобы убедиться, что ответственность вице-губернатора возрастает. Конечно, нужно учесть, что это - попытка обезопасить от отставки вице-губернатора, имея в виду нынешнего премьера Алексея Воробьева. С другой стороны, следующие выборы губернатора Свердловской областимогут пройти уже без непосредственного участия Э.Росселя - а потому предыдущее предположение может оказаться несостоятелным. Вряд ли в областном правительстве все будут в восторге от такой инициативы, так как для многих это означает тупик в карьере. Заместителя можно снять, избранного вице-губернатора - нет. Поэтому большинство лояльных депутатов и члены кабинета министров подчеркивают, что после реформы исполнительной власти области ничего не изменится: Воробьев из премьера станет первым заместителем - и собственно, на этом все закончится. Вряд ли. Потому что во всей этой истории практически все участники не учитывают, что меняются не только региональные законы, но и федеральные. Идет напряженная, маловидимая работа над изменениями в Конституцию России, а они могут быть очень кардинальными и глубокими. И велика вероятность того, что в Коституции появится, точнее, вернется в нее, институт вице-президента страны. После такого рода перемен ни один областной устав, ни одна республиканская конституция уже не будут соответствовать федеральному законодательству. И все придется менять по новой. И еще один экскурс в историю. Процесс укрепления вертикали власти, курс на который взял новый российский Президент, имеет свое зеркальное отражение не только в новейшей истории. И если основным препятствием для Путина сейчас являются региональные лидеры, устроившие свои маленькие княжества, то в средневековой Европе основными оппонентами в процессе становления абсолютной монархии были крупные феодалы. Так вот, не лишним будет напомнить, что союзниками абсолютизма в этой борьбе выступали муниципалитеты. Поэтому сейчас, когда отношения Чернецкого с федеральным центром в лице его представительства в УрФО становятся все лучше и лучше, а Росселя, пусть даже и стабильно, но остаются плохими, - это не просто стечение обстоятельств и проявление личных симпатий, а уже пройденный закон истории. Григорий Белов