Судьба резидента

Пока политологи и журналисты обсуждают пути Эдуарда Росселя к третьему губернаторскому сроку, ведущие ФПГ области начинают войны друг с другом. И делят шкуру пока еще не убитого медведя. Росселя. Матерый политик Э. Россель создал в Свердловской области сбалансированную политическую систему, состоящую из противовесов, разделения сфер влияния и распределения политических и экономических ниш. Нельзя утверждать, что все находилось в руках свердловского губернатора - но, безусловно, многое. Среднеуральский парламентский кризис стал "лакмусовой бумажкой" происходящих в области политических процессов. В губернаторской партии что-то пошло не так. То ли оттого, что не удалось нахрапом смести спикера областной Думы, устроить настоящее сражение в Екатеринбургской городской Думе, то ли оттого, что Россель стал суетиться вокруг своего третьего срока и стал допускать некоторые непонятные шаги, но факт, что система дала сбой. Это как музыкальная шкатулка: пока все на месте, пока правильно просверлены отверстия в музыкальном диске, все играет как надо - пусть и со скрипом. Стоит допустить небольшой сбой - и начинается дисгармония. Первым дисгармонию допустил генеральный директор Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын. Или не он, а его команда. Но самое интересное, что в данном случае Козицына трудно в чем-то упрекать. Ведь нарушение дала система. Когда-то самый известный, удачливый и всеми любимый генеральный директор УГМК Андрей Козицын политики сторонился. Он делал свое дело: поднимал "Уралэлектромедь", а заодно и медную промышленность Урала, создавал УГМК, скупал стратегически важные предприятия. Неминуемо пришло время, когда талантливого и пробивного топ-менеджера затянули в политику. В средненькую такую политику - на уровне выборов в местный парламент. Разумеется, двери в большую политику тоже были открыты: например, с точки зрения финансирования тех или иных партий или кандидатов. Судя по всему, время изменилось. Оно и не могло не измениться, как и отношение А. Козицына к политическому процессу. То, что сегодня он рассматривается как один из главных претендентов на пост губернатора на выборах в 2003 г., является по сути логическим выводом из: а) предыдущей политической деятельности самого Андрея Анатольевича и особенно его команды, б) количества вложенных денег в политику и средства массовой информации, в) самостоятельных политических действий УГМК (в первую очередь, в отношении к Союзу правых сил). Боже упаси обвинять в чем-то самого А. Козицына - он-то как раз действует правильно, по крайней мере, объяснимо. Необъяснимо и нелогично действует губернаторская администрация и областное правительство. Политическая стабильность зависит от соблюдения определенных паритетов и договоренностей, найденных компромиссов и огромной кулуарной работы. Сейчас можно с уверенностью говорить, что политической стабильности в Свердловской области приходит неминуемый конец. Началом послужил парламентский кризис. Но сам кризис стал скорее поводом, вскрыл глубинные перемены в расстановке политических сил области. Оторвавшиеся от контроля со стороны Аркадия Чернецкого депутаты НДНГ стали лакомым кусочком для различных полувлиятельных сил, которые стремятся избавиться от приставки "полу". Пока думское большинство сплачивалось вокруг председателя правительства области Алексея Воробьева, можно было сделать многое. Но, во-первых, оно было все же коалиционной силой, а, во-вторых, политических успехов эта депутатская группа не добилась в силу непонятных преобразований в стане Губернатора. Прежняя коалиция сохраняется, но теперь, пожалуй, уже на уровне "против спикера Порунова", говорить о чем-то большем можно, но с учетом меняющихся условий. Главное условие: СПС, контролируемый УГМК, вправе торговаться с Белым домом насчет собственного будущего. Вот в такой постановке вопроса и кроется изюминка всего: совсем недавно трудно было представить сам факт таких торгов. Видимо, губернаторская администрация и не представляла. К вопросу о губернаторской резиденции. В статье "Ошибка резидента" (15 мая 2001 г) мы пытались представить ситуацию, что "собрание политических и идеологических сочинений в пяти томах" для Э. Росселя скорее провал, чем успех. Сейчас уже видны контуры провала. Нет смысла говорить о том, кто, как и что конкретно провалил, скорее, тут уместно говорить о другом: пытаясь все "тома" поставить под свой контроль, Эдуард Эргартович стал заложником дьявольского политологического коктейля в собственной администрации. И при этом неизбежно попал под контроль извне. В принципе ничего нового, зато в реальности это начинает воплощаться в том, что вскоре администрация губернатора, начиная с уровня заместителей руководителя администрации, начнет делиться на лоббистов различных ФПГ. Этот процесс вообще неминуем: так как ФПГ уже начали "артподготовку" и "разведку боем". ФПГ. Сейчас есть все основания считать, что главной идеей будущих избирательных кампаний станет промышленная тема, актуальная для Свердловской области, и что промышленников будут подталкивать к активным действиям, более активным, чем финансовая помощь одной, двум партиям, как это было раньше. Также есть все основания считать, что на Среднем Урале вот-вот начнется PR-кампания в поддержку создания в Думе промышленного лобби. Тактика ФПГ известна: "разложить яйца в несколько корзин", работать с некоторыми фракциями и депутатскими группами на предмет лоббирования нужных законопроектов и решений, переманивать на свою сторону депутатов из "болота". На наш взгляд, такая политика ФПГ в условиях современной России выглядит устаревшей моделью "теневого" влияния на принятие политических решений. Любая публичная политика имеет свои тайные, малозаметные и в то же время обсуждаемые на уровне слухов и сплетен стороны. Благодаря этим сторонам неплохо живут лоббисты, политологи и разного рода консультанты. Дело в другом: для России сегодня огромное значение имеет мнение наиболее крупных промышленных групп и естественных монополий. Сегодня это мнение так и остается на уровне слухов и сплетен. Между тем, такие структуры должны иметь позицию, именно публичную позицию. Фактически публичной позиции у ФПГ нет до сих пор, но идет борьба за право на нее. Смущают только методы. УГМК. В авангарде, конечно, "медники". Мало того, что они получили под контроль симпатичную партию федерального уровня, четырех депутатов (и это не предел) областной Думы, так еще Козицын назван наиболее вероятным претендентом на пост губернатора области от промышленников. Добавьте приобретенные компанией АТН и "Подробности", очередное кадровое вливание в PR-службу УГМК - и в принципе все становится ясно. Более того, есть мнение, что и карабашские события затеяны не просто так. Что Козицын намеренно пошел на конфликт с челябинскими властями, дабы взорвать тамошнее политическое спокойствие накануне возможных досрочных губернаторских выборов, а, главное, накануне потенциального присоединения Челябинской области к Свердловской. Это как раз то, что можно назвать "разведкой боем". Говорят, что действия в Карабаше инициированы на самом высоком федеральном уровне. Забавно то, что теперь Козицын начал такую же разведку и в Свердловской области. А вот с кем это согласовано, очень интересно. Вряд ли у него сейчас есть "свой" заместитель руководителя администрации губернатора, хотя если этого нет в данный момент, то обязательно будет в ближайшее времяПомимо СПС компания предъявила права на "Единство", а это уже удар по всем, кто в резиденции и Белом доме имеет какое-то отношение к российской партии власти. И вряд ли Козицыну отдадут просто так вслед за СПС еще и "Единство". Тем более, что в условиях начинающихся "войн" между ФПГ желающих взять на содержание местное "Единство" будет с избытком. "СУАЛ-холдинг". Недавнее заявление президента СУАЛа Виктора Вексельберга об Андрее Козицыне как о потенциальном губернаторе можно расценивать вступлением крупнейшей ФПГ Свердловской области в политическую борьбу. "СУАЛ" ("Ренова", ТНК) значительно отстали от конкурентов в части создания технологической базы, зато преуспели в создании материальной. Регистрация Уральской нефтяной компании означает, что теперь в борьбу готовы вступить и нефтяники. Алюминиевая промышленность вряд ли допустит то, как легко "медники" распоряжаются политическим процессом. Кроме того, нужно учитывать, что "свои" министры у нее уже есть: так что "СУАЛу" сейчас осталось одно - стартовать с самостоятельной позицией. Заявление Вексельберга в какой-то степени таким стартом можно считать. НТМК, черная металлургия, трубники. А вообще-то все началось с заявления аппарата уральского полпреда Президента о Сергее Носове, генеральном директоре НТМК. Главный "черный металлург" также был назван претендентом на пост губернатора области. Можно представить, какое раздражение это вызвало у ряда промышленников. Фактически то "простодушное" заявление полпредства положило начало публичным войнам ФПГ, но не только это. Удастся ли Носову сплотить вокруг себя коллег и трубников? Этот процесс непростой, но за его фигурой уже вырисовывается тень МДМ-банка, а, значит, все это очень перспективно. С точки зрения PR-войн. В отличие от УГМК и "СУАЛа" "черные" металлурги и трубники разобщены, зато их потенциал в чем-то будет побольше "цветников". Надо полагать, что теперь нас ждет процесс создания еще одного промышленного фронта. ОПС "Уралмаш". На первый взгляд эти просто ни в какие выборные схемы не вписываются. Но почему-то остается некоторая убежденность, что свое "место под солнцем" они тоже попытаются отхватить. Каким образом? Ну, например, все-таки захватят Екатеринбургскую городскую Думу - неплохой козырь в политических торгах. У них есть плотные отношения с "Сибнефтью" - еще одним потенциальным участником будущих баталий. Не пропало у "уралмашевцев" и желание удержать имеющиеся позиции. Чернецкий и Баков. Эту "эфпэгэшку" можно назвать городской администрацией. Сдается, что Аркадий Чернецкий практически сошел со сцены крупных политических боев. Остался без особых дел и "маец" Баков. Но они могут "наиграть" свое в начинающихся политбоях. Еще в прошлом году Антон Алексеевич говорил, что нужно развязать войну между "цветниками" и "черными", чтобы брать деньги и с тех, и с других. Баков, как всегда, провидец: через годы его прогнозы начинают сбываться, по крайней мере, в части зарождающихся войн. Теперь же задача и Бакова, и в какой-то мере Чернецкого получить заказы от участников битв и боев. Екатеринбургский мэр может предложить монолитную, пусть и не особо талантливую команду городской администрации. Баков - свои знаменитые политические шоу, демонстрации, кулачные бои и акции протеста. Загнать рабочих на акции протеста против очередной ФПГ - раз плюнуть. Были бы деньги. И, судя по всему, деньги будут. Белый дом. Единственные из власть предержащих, кто еще в состоянии все уладить. Хотя мы признаемся, что, может быть, с такими выводами уже и опоздали. Точно можно говорить только про то, что Алексей Воробьев все равно будет в центре вероятных переговоров - больше просто некому. Конечно, сам областной премьер от всего этого проигрывает. С одной стороны, разделяй и властвуй, с другой - как-то все лихо оказалось поделенным. Воробьеву сейчас важно удержать контроль над ситуацией и найти точки соприкосновения всех участников. В его руках министры, которые работают с ФПГ: Ковалева, Голубицкий, Молчанов. Под его дланью еще непроржавевшая идеологическая машина, пусть и изрядно покореженная недавними перестановками. В конце концов, Воробьев сам может стать компромиссной фигурой. Пока он это может. Более того, уже сейчас слышны разговоры о том, что после всех этих перетрясок Белый дом способен начать совершенно самостоятельную от губернаторской резиденции игру, и теперь уже нет никаких особых преград для этого. Про раскол в областной власти говорили давно, похоже, что вскоре мы можем в этом убедиться в действительности. Губернаторская администрация. Ее роль во всех этих баталиях вообще не просматривается. Конечно, она есть, но больше номинальная. Вскоре обитатели резиденции встанут на содержание ФПГ (просто так, чтобы не мешали) - и сдадут Росселя. Вряд ли замы договорятся друг с другом, а как договорятся между собой ФПГ, от замов уже не зависит. Россель. Эдуарду Эргартовичу нужно просто определиться. Его роль в политической жизни области остается громадной, однако, риск того, что влияние вот-вот начнет ускользать, не менее громаден. Росселю нужно поставить или на Козицына, или на Вексельберга, или на Носова, может, еще на кого-нибудь, или на Воробьева в качестве переговорщика и компромиссной фигуры, причем, в данном случае велика вероятность того, что таковой станет сам губернатор. От Росселя ожидают конкретных шагов. Нагромождение собственной администрации всеми и вся не есть те шаги, которые ждут ФПГ. Система рушится из-за того, что с поля, образно говоря, ушел арбитр. Видимо, есть смысл вернуться. Или определиться с самим фактом возвращения - ведь не исключено, что Россель просто отошел в сторону посмотреть, кто и как. Но возвращаться в таких случаях часто невероятно трудно. Судьба резидента становится все горше.. Андрей БЕЛЫЙ

Актуальное