Валерий Язев: "Парламент создает конструкцию российской государственности"
В эти дни исполняется 100 лет российскому парламентаризму. Как известно, императорский Манифест 17 октября 1905 года, провозгласивший в том числе и образование Госдумы как полноценного законодательного органа, стал началом нового этапа в истории России, изменил многовековые представления о ее государственном устройстве и управлении страной. Сами празднования юбилея приурочены к 27 апреля - в этот день 100 лет назад Николай Второй обратился с тронной речью к депутатам первой Думы, начав таким образом взаимодействие, говоря современным языком, двух ветвей власти. Век спустя эта дата стала поводом не только для торжеств, но и, что гораздо важнее, для дискуссии, посвященной прошлому и будущему российской власти. Совершенно очевидно, насколько важно понимать значение событий столетней давности. Они трансформировали всю систему политических и общественных отношений в стране. По сути, в этот момент в России стала формироваться современная политическая культура, модель отношений между государством и обществом. Были расширены гражданские и политические права, преобразованы Государственный совет и Совет министров, началось партийное строительство, развитие печати и гражданских институтов. Страна получила возможность не только следить за властными решениями, но и участвовать в их принятии. Работу каждой конкретной Думы можно оценивать как эффективную или не слишком. Судьба их была разной, но сам факт появления законодательного органа в принципе изменил общественный менталитет. После учреждения Государственной Думы уже было немыслимо существование государства без парламента в том или ином виде, а длительное отсутствие в стране общенационального представительства стало восприниматься как кризис. Анализируя сегодня события столетней давности, их исторический контекст, можно увидеть много параллелей. При всех различиях между Российской империей начала XX века и современной Россией многие из существовавших тогда проблем и задач актуальны сегодня. Так же, как в начале ХХ века, Россия находится на перепутье, в начале нового исторического этапа. Как и тогда, основная властная нагрузка лежит на главе страны, что обусловлено необходимостью обеспечивать целостность государства и нормальное его функционирование. Как и сто лет назад, экономика страны нуждается в модернизации, а вопросы социальной справедливости приобретают особую остроту. На этом фоне вопрос о доверии общества к власти, об их взаимодействии и способности слышать друг друга становится принципиальным с точки зрения общественной стабильности. И вот здесь и становится очевидной важнейшая роль парламента и партий как механизма народного представительства. Однако партийная система современной России так же не соответствует масштабам стоящих перед страной задач, как и в начале XX века. Сегодня у нас есть инструмент для исправления этой ситуации - введение пропорциональной системы всенародных прямых парламентских выборов должно способствовать формированию в России подлинной многопартийности. Равно как и смешанная система выборов в региональные законодательные органы, возможность для партий - победителей региональных выборов предлагать кандидатуры губернаторов. Именно партии должны стать движущей силой реформ и инструментом контроля над властью и бюрократией, чья сила традиционно велика. Основным инструментом такого контроля и является парламентаризм. Парламентаризм - одно из старейших политических изобретений, но его потенциал по-прежнему высок. Перефразируя Черчилля, парламентаризм, конечно же, плохая система, но лучшей человечество не придумало. Без наличия в стране сильного парламента говорить о принципах народного участия в управлении государством не приходится. Именно парламентская процедура законотворчества по сути создает правовые основы современной экономической и политической систем, легитимирует все прочие властные институты. Федеральное Собрание РФ, Государственная Дума за последние 10 лет приняли огромное количество законов, регулирующих все отношения и процессы в России в сфере экономики, политики, социальной защиты, обеспечения прав и свобод граждан, образования и так далее. Фактически именно парламентом и создается вся конструкция российской государственности. За десять лет новейшей парламентской истории она существенно поменялась, уверен, в лучшую сторону. Полагаю, что могу об этом судить, ведь я работаю в Государственной Думе три последних созыва. Российский парламентаризм действительно стал одним из факторов стабилизации ситуации в стране. Сегодня Государственную Думу модно критиковать. За все - за наличие ответственного парламентского большинства, за конструктивные отношения с исполнительной властью, за принимаемые решения. Модно говорить даже, что от законодателей зависит все меньше и меньше, хотя очевидно, что это не так. Хочу заметить, что это тоже схоже с ситуацией столетней давности. Тогда, на пороге нового политического периода, когда государство было готово пойти навстречу обществу, создать основы конституционного строя, начать построение новой системы властных отношений, общество в нетерпении и эмоциях, которые сейчас можно назвать безответственными, не удовлетворилось этим. К чему это привело - всем известно. Наверное, сегодня мы должны сделать из трагической истории России, в том числе российского парламентаризма, определенные выводы и не раскачивать лодку нашей государственности. Наоборот, чем более ответственны и терпеливы мы будем при построении новых современных властных и общественных институтов, тем больше у нас шансов на то, что XXI-й век окажется для нашей страны более спокойным и благополучным, чем XX-й, что он принесет народу России процветание. Валерий ЯЗЕВ, председатель комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи