Автодилерам пора на биржу труда

Покупатели забыли дорогу в автосалоны.

Автомобильный рынок России переживает нелегкие времена. После ажиотажного декабря, когда из-за слабеющего рубля автомашины расходились как горячие пирожки, январь показал "штиль". В автосалонах безлюдно. И хотя менеджеры списывают это на традиционный для начала года спад продаж, многие эксперты видят  потребительский кризис, от которого рынок оправится не скоро.

По словам директора Auto-Dealer-Екатеринбург Михаила Чаплыгина, продажи автомобилей в 2015 году сократятся на 30-50%. В зоне риска дилеры Opel, Chevrolet, Suzuki и Daewoo. Причин тому несколько – цена и устаревший модельный ряд. Несладко придется и автосалонам, расположенным в арендуемых зданиях.

При этом, со слов эксперта, катиться вниз рынок будет всю первую половину года. "Одно дело брать кредит на машину под 9-15%, другое – под 30%", - отмечает М.Чаплыгин.

Возможно, что-то изменится на рынке автокредитования после снижения ключевой ставки Центробанка, но пока в "Восточном Ветре" банки предлагают купить "корейца" в среднем под 20% годовых, в "KIA на Металлургов" - под 18% и выше. В "Автобан-Запад" взять иномарку можно в кредит под 18,5%, но на короткий срок (2 года) и с первоначальным взносом не менее 30-50%. При большем сроке кредитования ставка от 20%. В "Пежо-Независимость" иномарку можно приобрести под 15-26% годовых. В ТСАЦ "Июль" (официальный дилер LADA) "Калину" или "Гранту" продают под 21-25%.

Как сообщили "Уралинформбюро" в "Восточном Ветре", все модели SsangYong подорожали на 200 тысяч рублей, в "Автобан-Запад-Плюс" новый Touareg прибавил в цене 400-500 тысяч. В "Тойота Центр Екатеринбург Запад", со слов менеджеров, прайсы повышены на 20%. На 12-20% выросла стоимость машин в автоцентре "Британия" (дилер марок Land Rover и Jaguar).

В наличии у дилеров в основном хетчбеки и седаны, чаще всего в максимальной комплектации. Достаточно много Opel Astra и Chevrolet Aveo в "Автобан-Запад". Хватает  Peugeot 408 и 308, а также Mazda 3 в салонах ГК "Независимость" на Металлургов, KIA Rio – в "KIA на Металлургов". 

А вот внедорожников – единицы. Например, в "Мазда-Независимость" на Металлургов есть всего одна Mazda СХ5. Заказать другой автомобиль можно, но ждать придется долго. Со слов менеджера, поставка будет с марта по июль.

Всего 2 дизельных Volkswagen Touareg в "Автобан-Запад-Плюс", бензиновых побольше. Но ожидаются поставки. Совсем нет дизельных Ford Kuga в "Форд-Независимость" в переулке Базовом. Как пояснил менеджер, они пока недоступны для заказа.

Нет внедорожников KIA Sportage в "KIA на Металлургов". И неизвестно, когда они появятся.

В "Тойота Центр Екатеринбург Запад" сообщили, что спрос на "японцев" не спадает. RAV4 в продаже нет. Ближайшая поставка – на март месяц. 

В дилерских салонах LADA в Екатеринбурге выбор наиболее популярных у автомобилистов Kalina и Granta пока небольшой. В "Автовек" на Решетникова Kalina только Sport и Granta в люксовой комплектации, но много моделей подвезут в первой половине февраля.

В ТСАЦ "Июль" - около 6 моделей Granta лифтбэк и Kalina в люксовой комплектации. Под заказ машин нет. Продают только то, что есть в наличии либо в пути.

На рынке подержанных автомобилей тоже затишье. Несмотря на высокие цены на новые иномарки, машины с пробегом брать никто не спешит. По словам менеджера "Эни Моторс", в декабре наведывались в салон покупатели из Казахстана, зря надеявшиеся купить железных коней по дешевке. В "Оками-Маркет" на Металлургов ситуация схожая – повышенного спроса на авто с пробегом нет. В LUCKY MOTORS на Бебеля отдел trade-in и вовсе в отпуске.

По словам ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, в ближайшее время ситуация на рынке автомобилей вряд ли изменится – для этого в экономике России пока нет никаких сигналов. Автомобиль – не предмет первой необходимости. Перед принятием решения о его приобретении владелец обычно просчитывает свои экономические перспективы, а также учитывает то, насколько безоблачно будет его будущее, не потеряет ли он работу, приемлемы ли условия кредитования и так далее. И если у него появляются сомнения, то он, скорее всего, отложит покупку до лучших времен. И ни дилеры, ни автопроизводители не смогут повлиять на его решение. Им остаётся лишь ждать восстановления спроса.

По мнению Михаила Чаплыгина, окончательно ухнуть в яму не даст авторынку старт новой программы утилизации автохлама. Она чуть подстегнет покупателей во второй половине 2015 года.

Ольга КАРПОВА