Посевная на тянитолкае

Палки в колеса вставляют банки.

Взлетевшие цены на продукты уже стали обыденностью для уральцев, следующий этап - пустые полки. Сейчас страна доедает прошлогодние запасы. На носу посевная, а денег на нее у аграриев нет. Банкиры отсиживаются в окопах, не желая кредитовать рискованную отрасль в кризис. Свердловские власти пытаются донести руководству финорганизаций, что если сельчане не выйдут в поля, то есть будет нечего всем. 

Посевная сейчас - самый больной вопрос для Среднего Урала. Аграриям нужны деньги на семена, удобрения, топливо, а банки мало того, что накрутили проценты почти вдвое, вообще не хотят давать займы сельчанам. И область, и регион нашли средства, чтобы компенсировать высокие ставки, давая тем самым гарантии банкам, но неповоротливую финансовую махину не так просто сдвинуть с места.

Как рассказал "Уралинформбюро" областной министр АПК и продовольствия Михаил Копытов, 20 января Минсельхоз РФ назвал конкретный процент компенсации по кредитам на посевную. Федерация готова взять на себя 14,68%, субъект должен дать не меньше 5%. После областной надбавки свердловские растениеводы могут рассчитывать на покрытие 18%, животноводы - 20%. Поскольку сейчас дают кредиты под 25-26%, на плечи сельчан лягут 5-7%. В прошлом году нагрузка была 3-5% (при банковских ставках 12-15%).

Все это время финорганизации тянули время, отмалчиваясь в ответ на заявки сельхозпроизводителей. Чиновники решились на прямой разговор с банкирами. В начале февраля губернатор Евгений Куйвашев попытался донести до них всю серьезность проблемы. Позже такую же встречу провел премьер Денис Паслер, который дал банкам срок до 10 марта на оформление всех бумаг.

"Этот процесс обычно затягивается на 6-7 недель, но тогда мы уйдем в апрель, а в мае у нас посевная. Удобрения нам нужно оплатить заранее, иначе они придут в июне. Сейчас их запас на 30% меньше, чем в прошлом году", - подчеркнул М.Копытов. Потребуются дополнительные затраты на подготовку почвы - прошлой осенью из-за плохой погоды удалось вспахать только половину полей. "Вопрос даже не в денежных потерях, а во времени, - поясняет министр. - Если один день весной теряем, то отсрочка урожая осенью - три дня. Еще одна проблема - мало снега, из-за чего нехватка влаги в почве. Ее нужно обработать как можно раньше".

После многочисленных увещеваний банки обещали ускорить процесс. Причем навстречу готовы пойти не только "родные" Россельхозбанк со Сбербанком, но и ВТБ 24, СКБ, Промсвязьбанк. Ожидается, что деньги начнут массово выделять после 8 марта.

Как рассказал "Уралинформбюро" председатель регионального Союза предприятий молочной промышленности Игорь Пехотин, чтобы упростить выдачу кредитов в этой отрасли, деньги сельхозпроизводителям решено дать через молокозаводы. Банкам выгоднее кредитовать крупные предприятия, нежели бесчисленное множество хозяйств. У ведущих пищевиков и объемы понятны, и активы надежны, что снижает риски. Молочникам требуется 700 миллионов рублей, за счет этого они выдадут аванс своим поставщикам, надежность которых проверили многолетним сотрудничеством. Молокозаводы уже подали документы, деньги ждут 12-15 марта.

Авансом профинансировать село готов и региональный минсельхоз. 50% средств на так называемую несвязанную (погектарную) поддержку выделят в самое ближайшее время, тогда как раньше в июне - по итогам посевной. Это, конечно рискованно, но другого выхода нет, признает министр АПК. Упрощены и условия выдачи дотаций на производство молока (за счет исключения "лишних" требований). За первый квартал областные власти перечислят деньги уже в апреле, за второй - в июне. В апреле также должны прийти федеральные дотации.

Как считает И.Пехотин, в молочной отрасли нужно пересмотреть и порядок выплаты компенсаций по кредитам. Три года назад круг их получателей урезали до производителей масла и сыра. В Свердловской области это направление не развито, и заниматься им смысла нет. По словам главы отраслевого союза, в регионе нет лишнего сырья - половина и так завозится от соседей. Все уходит на молочные продукты первой необходимости, такие как молоко, кефир. Как говорится, не до сыру - быть бы живу. И.Пехотин настаивает, что в вопросах поддержки нужно подходить дифференцировано, учитывая специфику регионов.

Инвестиционные кредиты в этой круговерти - вопрос второго плана. Правила игры с "длинными" деньгами до сих пор не определены: федерация пока не готова назвать, какой процент компенсирует. Проблема и в том, что банкиры "обесценивают" залоговое имущество, исходя из стоимости которого рассчитываются кредиты. "Грубо говоря, то, что раньше стоило рубль, теперь 50 копеек", - пояснил М.Копытов. Эту проблему придется решать после посевной.

"Если не поддержат сельское хозяйство - ничего не вырастет. И тогда будет очень много вопросов. Все банки должны пойти навстречу", - предупреждает глава Союза овощеводов Виталий Дунин. Холодная война с Европой в очередной раз вскрыла проблему развития АПК: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. 

Те же овощеводы давно говорили об импортозависимости: без семенного картофеля из-за границы мы выкрутимся год, по овощам сразу всё остановится. Два года назад возглавляемый В.Дуниным АПК "Белореченский", ООО "Картофель" и Уральский НИИ сельского хозяйства озвучили идею создания селекционного центра, который позволит обеспечить семенами второго хлеба всю Свердловскую область. Только в кризисные времена на него наконец выделили бюджетные деньги. Первых результатов придется ждать 5 лет, а приготовить телегу зимой никто не позаботился.

Теперь семена приходится закупать по ценам в 1,5-2 раза дороже. Аграрии были вынуждены найти деньги, но тут другая беда - новые правила проверки от Россельхознадзора: ревизоры досконально изучают материал на месте, из-за чего поставки затормозились. "Еще в январе должны были получить семена, сейчас ждем, что придут в марте", - сетует В.Дунин.

Но это еще на значит, что картошка станет золотой, успокаивает уральцев глава Союза овощеводов. Все зависит от урожая. Если будет деньги, и погода не подведет, второй хлеб можно будет купить по 10 рублей за кило. "Были времена, когда картошки было очень много, и она стоила 5 рублей круглый год". Второй вопрос - как ее сохранить до весны. До апреля местный картофель не дотягивает - нужны овощехранилища "с холодом", которых пока в регионе три. Производители, которые готовы реализовать такие проекты, могут рассчитывать, что половину расходов на холодильное оборудование покроет регион.

Остается надеяться, что хотя бы уральская картошка не станет деликатесом.

Людмила СОЛОДКОВА

Актуальное