Тюменское образование всегда на шаг впереди
"Уралинформбюро": Ирина Николаевна, существует ли в области проблема дефицита мест в детсадах? Как она решается?
И.Лысакова: Последовательная демографическая политика государства в последние годы привела к долгожданному росту рождаемости. В этой связи в Тюменской области, как и во всей России, существует дефицит мест в детских садах. Для решения проблемы в рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления развития образования и науки Тюменской области" на 2009-2011 годы запланирован и реализуется ряд мероприятий, направленных на удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования. Это строительство новых детсадов, возврат в дошкольную сеть зданий, используемых не по назначению, открытие "детсадовских" групп при школах и учреждениях допобразования, стимулирование развития частных организаций, предоставляющих услуги дошкольного образования. Так, в 2008 году количество мест для дошколят увеличилось почти на 3 тысячи. При этом число детей, которые начали посещать дошкольные группы, возросло по сравнению с 2007 годом более чем на 7 000 человек. Этого удалось достичь за счет открытия групп кратковременного пребывания в образовательных организациях. Кроме того, в 2008 году появились и развиваются новые формы предоставления услуг дошкольного образования: ИКП - интегрированное кратковременное пребывание, предусматривающее посещение ребенком группы полного дня в течение 3-5 часов, и КМП - пункты оказания консультативной и диагностической помощи семьям, воспитывающим детей дома. Несмотря на положительные тенденции, очередь в детсады по-прежнему значительная. На 1 января 2009 года в ней стояло около 14 000 детей. В текущем году работа по обозначенным направлениям продолжится. Особое внимание планируется уделить внедрению новых форм образования для дошколят, в том числе для детей до 3 лет, и разработке регионального стандарта дошкольного образования.
- Сколько школьников будут принимать участие в сдаче ЕГЭ в 2009 году? Каковы ожидаемые результаты тестирования?
И.Лысакова: В 2009 году более 9 500 выпускников Тюменской области будут сдавать Единый государственный экзамен. Регион принимал участие в проведении государственной (итоговой) аттестации в формате ЕГЭ уже шесть лет, поэтому и в этом году мы ожидаем стабильных результатов относительно общероссийских показателей. Чтобы наши выпускники достойно сдали ЕГЭ, проведена большая системная работа. Все учителя-предметники, работающие с одиннадцатиклассниками, прошли повышение квалификации, ориентированное на эффективную подготовку к ЕГЭ. Кроме того, каждый год для выпускников региона дважды - в феврале и апреле, проводятся пробные экзамены в формате ЕГЭ. Такие репетиции проводятся за счет средств областного бюджета и бесплатны для школьников. Эти мероприятия направлены на то, чтобы максимально погрузить учащихся и педагогов в атмосферу сдачи экзамена, познакомить с процедурой проведения и техническими особенностями, дать возможность школьникам оценить свой уровень сил, выявить пробелы в знаниях и успеть их ликвидировать. Для оценки результатов репетиционных экзаменов по всем предметам созданы региональные комиссии, в которые вошли преподаватели школ, вузов, специалисты районных методических кабинетов. Анализ результатов помогает специалистам выявить наиболее уязвимые для школьников темы, а учителя могут усилить подготовку в том направлении, которое сложнее далось их ученикам. Все это позволит нынешним выпускникам адаптироваться к требованиям и условиям сдачи итоговой аттестации в формате ЕГЭ и показать хороший результат знаний.
- Насколько эффективна отраслевая система оплаты труда педагогов по сравнению с оплатой по ЕТС?
И.Лысакова: Тюменская область в числе первых осуществила переход на отраслевую систему оплаты труда, при которой основной критерий - качество образования, а не количество часов. Новая система устанавливает прямую зависимость заработной платы учителя от его квалификационной категории, наполняемости класса, количества часов и преподаваемого предмета. При установлении размера должностного оклада не учитывается педагогический стаж, что в определенной степени способствует привлечению молодых специалистов. Если молодой учитель показывает достойные результаты, то и оплата его труда может быть не меньше, а иногда и больше, чем у педагога с внушительным стажем. Отраслевой системой оплаты труда предусмотрено выделение в структуре заработной платы работников общеобразовательных учреждений стимулирующей части. Таким образом, школьный заработок формируется из двух частей (постоянной и переменной) и зависит от результатов и качества труда педагога. При оценке результативности учитываются такие показатели, как качество обучения, воспитанность учащихся и сохранение их здоровья. Также оценивается вклад педагога в достижение результатов работы школы. Новая система оплаты труда создает неоспоримые преимущества для управления как образовательным учреждением, так и системой образования в целом. Одним из них является вовлечение в процесс управления финансово-хозяйственной деятельностью образовательного учреждения трудового коллектива и родительской общественности. Ключевым условием эффективности применения методики ОСОТ является обязательное привлечение к внешней независимой оценке труда педагогов управляющих советов школ. При этом выросла социальная защищенность работников системы образования, и особенно учителей. Если в 2004 году средняя зарплата педагогов по области составляла 4 200 рублей, в 2005 году она достигла 7 700 рублей, а сегодня - более 13 500 рублей.
- Каковы итоги реализации в 2008 году нацпроекта "Образование" в Тюменской области?
И.Лысакова: К моменту реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Тюменской области уже имелись серьезные наработки в модернизации отрасли. Поэтому регион все это время не только планово осуществляет все федеральные направления приоритетного нацпроекта, но и дополняет их мероприятиями, инициированными на областном уровне. В результате за 3 года удалось достичь успехов по всем основным направлениям и получить устойчивые позитивные изменения в региональной системе образования. Важным показателем этого является то, что за время реализации проекта возросла инновационная активность и продуктивность деятельности образовательных учреждений, педагогов и молодежи. Так, в 2008 году еще 32 школы стали победителями конкурсного отбора, проведенного среди учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Хорошей тенденцией является то, что в инновационном движении все активнее участвуют сельские школы, которые не только составляют серьезную конкуренцию городским, но и занимают лидирующие позиции (2006 год - 50% сельских школ, 2007 - 53%, 2008 - 75% от числа конкурсантов). Каждому победителю конкурсного отбора оказана финансовая поддержка из средств федерального бюджета в размере 1 миллиона рублей. А за счет средств областного бюджета еще 7 участникам аналогичного областного конкурса выделено по 500 тысяч рублей. Расширился и тематический спектр инновационных проектов школ. Если в 2006 году содержание новаций ограничивалось в основном 2 темами: профильность и одаренность, то в 2008 году, в соответствии с потребностями населения, больше внимания было уделено вопросам здоровьесбережения, информатизации, воспитания, проектно-исследовательской деятельности учащихся.
По итогам конкурсного отбора лучших учителей, как и предыдущие годы, в 2008 году 108 педагогов Тюменской области вошли в число лучших учителей России. Все они получили весомое денежное поощрение в размере 100 тысяч рублей. В рамках регионального сегмента ПНП "Образование" победители и участники областного конкурса "Учитель года-2008" поощрены за счет средств областного бюджета денежными премиями (80, 60 и 50 тысяч рублей - за 1, 2 и 3 места, 30 тысяч рублей - каждому участнику конкурса) и ценными подарками. Также ведется поддержка учителей, выполняющих функции классного руководителя. Более 7 тысяч классных руководителей, осуществляющих воспитательную работу, получают денежное вознаграждение в размере 1 000 рублей в месяц за счет средств федерального бюджета. Помимо этого доплаты производятся и из областной казны.
В федеральном конкурсном отборе талантливой молодежи в 2008 году победителями признаны 60 человек, из них 13 человек - победители Всероссийских олимпиад и конкурсов. На региональном уровне оказана социальная помощь учащимся и студентам учреждений профессионального образования, выплачены именные стипендии губернатора, профинансированы мероприятия по поддержке одаренных детей и мероприятия областной студенческой олимпиады "Интеллект", проведен региональный конкурс на соискание грантов губернатора Тюменской области на разработку научно-исследовательских проектов.
Что касается материально-технического оснащения школ, то в 2008 году за счет федеральных средств в школы области поставлено 4 единицы автотранспорта и 15 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования, а в рамках софинансирования, за счет средств областного бюджета, приобретено 24 школьных автобуса и 100 комплектов интерактивного оборудования.
- В чем главное достижение нацпроекта?
И.Лысакова: Главное достижение национального проекта "Образование" даже не в значительных финансовых вливаниях в отрасль, а в том, что нацпроект научил людей анализировать и прогнозировать свои действия, ориентироваться на лучшие образцы. Благодаря этому успешный опыт инноваций стал персонифицирован, "получил прописку" в конкретном образовательном учреждении, в лице ее руководителя, лучших педагогов. Приоритетный национальный проект привлек к проблемам школы широкое внимание и объединил позиции государства, экономики, общества, бизнеса в интересах участников образовательного процесса на всех его ступенях. Этот значимый социальный эффект мы намерены всесторонне поддерживать и развивать.
- В каком направлении сейчас развивается профобразование в регионе?
И.Лысакова: Ключевым аспектом модернизации системы профобразования в регионе стало развитие взаимовыгодного сотрудничества с работодателями, отработка нового формата взаимодействия образования с представителями бизнеса, развитие отношений частно-государственного партнерства. В 2008 году была организована работа по заключению трехсторонних соглашений между правительством области, работодателями и образовательными учреждениями. Заключено 66 таких соглашений о взаимодействии в вопросах подготовки кадров. Кроме того, все образовательные учреждения представили планы совместной работы с предприятиями на 2008-2009 учебный год. Лидерами в подготовке специалистов для конкретных отраслей экономики стали ресурсные центры, созданные в 5 образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Ведется работа по открытию новых направлений подготовки рабочих кадров в соответствии с потребностями рынка труда, ориентации учреждений профессионального образования не только на крупные промышленные предприятия, но и на работодателей, представляющих средний и малый бизнес.
- Существует ли антикризисная программа в Тюменской области, и каковы ее основные меры?
И.Лысакова: Такие программы, несомненно, существуют. На уровне департамента образования и науки разработан комплекс мероприятий по обеспечению социально-экономической стабильности в регионе. Это меры, охватывающие самый широкий круг вопросов: и организация опережающего профессионального обучения работников, находящихся под риском увольнения, и расширение возможностей осуществления государственных закупок у субъектов малого и среднего бизнеса. Мы планируем начать обучение учащихся и студентов старших курсов основам предпринимательской деятельности. Намерены полностью сохранить контингент детей и подростков, которые сейчас получают услуги дополнительного образования, даже если родители не смогут оплачивать их в полной мере. Работа разноплановая и серьезная. Сейчас наиболее актуально обеспечить занятость выпускников учреждений профессионального образования с учетом предложений работодателей. Для этого мы организуем при образовательных учреждениях центры, службы по содействию в трудоустройстве выпускников. И самое главное - правительство Тюменской области уже поставило задачу даже в условиях кризиса выполнить все свои публичные обязательства в социальной сфере. Мы, в свою очередь, концентрируем внимание на обеспечении своевременных выплат заработной платы, социальных выплат работникам сферы образования, также на особом контроле реализация всех установленных законодательством мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в учреждениях интернатного типа. Такие ребята должны в полной мере реализовать свои права на образование, досуговую занятость, личные и имущественные права. Это касается и категории детей-сирот, обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
- Каковы планы департамента по дальнейшему развитию образования региона? Планируется ли внедрять новые проекты?
И.Лысакова: Система образования Тюменской области развивается в соответствии с основными принципами российской и региональной образовательной политики. В дошкольном образовании одним из приоритетных направлений работы становится система раннего развития детей (от 0 до 3 лет). Планируется создание специальных служб педагогической поддержки раннего семейного воспитания с максимально полным использованием образовательного потенциала семей. Будет продолжена работа по обеспечению массового охвата дошкольным образованием детей от 4 до 6 лет через поддержку дошкольных образовательных программ, предлагаемых организациями различной формы собственности. Государственно-частное партнерство в этой сфере будет выражаться в системе подушевого финансирования, которое предполагает возможность бюджетной поддержки негосударственных организаций, оказывающих услуги по программам дошкольного образования.
В сфере общего образования особое внимание будет уделено вопросу обеспечения его доступности для детей с ограниченными возможностями здоровья, повышения качества специального (коррекционного) образования. Разрабатывается механизм предоставления семьям, имеющим "особых" детей, возможности получения дополнительных образовательных услуг в форме дистанционного обучения. Продолжится работа по внедрению профильного обучения, в основу которого положен не жесткий набор специализаций, а возможность широкого выбора учащимися индивидуальных образовательных траекторий, в том числе с использованием информационных технологий. Для повышения эффективности и качества региональной образовательной политики остается актуальным привлечение институтов гражданского общества и деловых кругов в систему принятия решений, расширение участия предприятий-работодателей на всех этапах образовательного процесса. В структуре высшего профессионального образования запланирован переход к многоуровневой подготовке специалистов (магистратура, бакалавриат) в целях обеспечения получения базовой профессиональной подготовки любым жителем области на востребованном им уровне. Для дальнейшего развития системы многоуровневой профессиональной подготовки специалистов и повышения эффективности деятельности организаций профессионального образования в Тюменской области планируется создание единой областной системы центров профессиональных квалификаций, формирование сети многопрофильных и многоуровневых комплексов на базе действующих учреждений начального и среднего профессионального образования. Помимо базовой профессиональной подготовки они будут обеспечивать обучение по программам непрерывного образования, удовлетворяющим запросы экономически активного населения в требуемом уровне и профиле подготовки.
В целом, мы планируем не только укрепить то, что уже удалось и эффективно работает, но и неустанно двигаться вперед. Ведь система образования постоянно развивается, а главная цель всех наших усилий в том, чтобы каждый ребенок, каждый житель Тюменской области мог получить качественное образование в комфортных условиях.
Интервью подготовила Анна ХОРЬКОВА