У образования Югры есть "подушка безопасности"

Образование Югры не стоит на месте. Оно развивается динамично и достойно отвечает на все запросы общества, не забывая при этом об интересах непосредственных участников образовательного процесса — учителей. Югра одной из первых, с сентября 2008 года, ввела отраслевую систему оплаты труда (ОСОТ) педагогов, при которой основной критерий — качество образования, а не количество часов. И это только одно из огромного количества достижений. Более подробно об ОСОТ и в целом о "самочувствии" югорского образования в интервью "Уралинформбюро" рассказала директор департамента образования и науки округа Алла Грибцова.

"Уралинформбюро": Алла Владимировна, насколько эффективна, на Ваш взгляд, ОСОТ по сравнению с оплатой по Единой тарифной сетке?

А.Грибцова: С 1 сентября 2008 года в школах, училищах, колледжах, учреждениях дополнительного образования автономного округа введена новая система оплаты труда. Основная цель этого экономического инструмента управления качеством образования — мотивация работника к труду, установление зависимости заработной платы от результатов его деятельности. Отраслевая система позволяет также создать условия для привлечения в образование молодых специалистов, что особенно важно в связи с реализацией кадровой политики, направленной на обновление учительского корпуса. Анализ оплаты труда молодого специалиста показывает, что рост гарантированной зарплаты по сравнению с выплатой по ЕТС составляет 23,3%. Преимущества ОСОТ для руководителей учебных заведений, отвечающих за качество результатов образовательного процесса, — в возможности уйти от "уравниловки". Разные учителя должны получать разную зарплату. Лучшим педагогам, а их знают и директор, и родители, и сами ученики, нужно сильно повысить зарплату, средним — довести до высокого уровня оплаты. Согласно новой программе, помимо должностного оклада, преподавателям осуществляются выплаты из фонда надбавок и доплат образовательного учреждения с учетом особого персонального вклада в общие результаты деятельности, основанные на специфике его должностных обязанностей, особенностей труда и личного отношения к делу. Так система оплаты труда становится институтом оценки качества. Главное в этом инструменте — участие общества. Распределение стимулирующей части — дело управляющих советов. В округе принят закон "О государственно-общественном управлении в сфере общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры". В 19 муниципалитетах созданы такие советы, в 70% школ работают школьные управляющие советы. Половина местных администраций размещают на своих сайтах информацию о развитии системы образования и публичные доклады муниципальных органов. В большинстве населенных пунктов муниципальный совет участвует в распределении стимулирующих выплат руководителям школ. Так обеспечивается открытость системы образования. По итогам работы комиссий с участием общественности принимаются решения о поощрении талантливых и демонстрирующих высокие достижения педагогов, руководителей образовательных учреждений. Управляющие советы являются механизмом согласования государственного и общественного заказа к образованию, оценки эффективности его реализации, цивилизованного разрешения возможных конфликтов относительно качества образовательных услуг. 

- Существует ли в округе проблема дефицита мест в детских садах? Как она решается?

А.Грибцова: В течение последних лет мы фиксируем острую нехватку мест в детских садах, а их социальная роль в такие переходные и динамичные времена, которые мы сейчас переживаем, особенно важна. На сегодня в Югре действует 397 детсадов, в которых обучаются 67 478 воспитанников. Охват дошкольным образованием (ДО) детей в возрасте от 1 года до 6 лет составляет 57,9%, детей от 3 до 6 лет — 61,9%. В округе один из самых высоких показателей охвата ДО в сельской местности (Югра — 71,4%, РФ — 40%), однако в городах, где проживает основная часть детей, этот показатель ниже среднероссийского (Югра — 60,9%, РФ — 67,98%). В целом по округу зарегистрировано на получение мест в детских садах 45 320 детей. Для создания условий полноценного развития дошколят были разработаны программы по развитию материально-технической базы детсадов. До 2012 года предполагается построить 171 учреждение на 29 170 мест. В 2007-2008 годах были введены в строй 13 садиков общей мощностью 1 790 мест в Ханты-Мансийске, Югорске, Нижневартовске, Нефтеюганске, Нижневартовском, Советском, Ханты-Мансийском и Белоярском районах. Реконструированы и возвращены в систему дошкольного образования 12 зданий на 1 510 мест в Нягани, Мегионе, Покачах, Урае, Сургуте, а также в Ханты-Мансийском районе. Планово ведутся работы по строительству еще 25 объектов, возведение которых началось в прошлом году. Увеличению этого показателя способствует также процесс "возвращения" бывших детских учреждений, здания которых ранее в связи с демографической "ямой" были переданы другим организациям. Задача полноценного проживания своего возраста, оформления культурного перехода подрастающей личности ребенка решается в муниципалитетах различными способами: на базе школ — в режиме групп кратковременного пребывания, "субботних школ" — с использованием других форм, ресурсов центров дополнительного образования, а также за счет предложений рынка социальных услуг, который сегодня активно развивается на территории округа. Эти альтернативные формы получения дошкольного образования представляют серьезный потенциал для развития системы ДО в целом, и мы всегда оказываем необходимую поддержку подобным инициативам.

- Сколько школьников будут принимать участие в сдаче ЕГЭ в 2009 году? Каковы ожидаемые результаты тестирования?

А.Грибцова: Процедура ЕГЭ легализует независимую систему оценки результата. В 2008-2009 учебном году порядка 12 996 выпускников 11-12 классов (11 253 — дневных школ, 1 743 — вечерних) сдадут единый госэкзамен в условиях штатного режима. Результаты участия югорских выпускников в ЕГЭ 2008 года сопоставимы с общероссийскими, а по отдельным предметам — выше. Например, средний балл по физике, истории, обществознанию, биологии, географии и английскому языку у югорских выпускников превышает средние показатели по стране. За годы эксперимента результаты школьников поступательно улучшались, однако это частично было обусловлено свободным экспериментальным форматом экзамена. Согласно условиям, в которых будет проводиться государственная итоговая аттестация в 2009 году, каждый выпускник поставлен в ситуацию жесткого самоопределения — заявить до 1 марта о намерении пройти испытание по перечню предметов, необходимых для продолжения образования. Правильному выбору, позволяющему подтвердить хорошие знания по профильным дисциплинам, будет способствовать система профильного обучения, введенная в школах Югры. Надеемся, результаты наших выпускников будут лучше, чем в предыдущем году. Ведь теперь это, в первую очередь, зона ответственности самих учащихся. Помимо результатов ЕГЭ, устанавливающего общую линейку для всех в предметных знаниях, важны компетентностные результаты. Мало иметь хороший ум, надо его хорошо применять. В настоящее время в округе разрабатывается региональная модель системы оценки качества образования, которая на уровне результатов позволит проследить не только общие контуры знаний, умений и навыков — то, что тестирует ЕГЭ, — но и степень сформированности общих и предметных компетентностей, наличие позитивного социального опыта, динамику вышеперечисленного.

- Каковы итоги реализации в 2008 году нацпроекта "Образование" в Югре?

А.Грибцова: Национальный проект значительно способствовал решению задач по активизации действующих ресурсов системы, от качественных характеристик которых зависит качество образования в целом. Конкурсы учебных заведений, педагогов, муниципальных систем образования призваны поддержать качественный опыт и грамотные инициативы. Все это во многом зависит от внешних стимулов и условий образовательного процесса. За 2008 год оснащение образовательных учреждений достигло уровня, превышающего аналогичные показатели во многих регионах России: в школах округа учителя уже активно используют в работе интерактивные доски, мобильные классы, программное обеспечение, электронные учебные пособия.

В прошлом году в рамках реализации нацпроекта проведено 33 конкурсных отбора, по итогам которых определено более 800 победителей. Государственную поддержку из средств федерального и регионального бюджетов получили 212 образовательных учреждений. Конкурсные направления были определены с учетом потребности региона: поддержка инновационных школ, детских садов, интернатов для детей-сирот, учреждений, реализующих программы культурного наследия коренных народов Севера, дополнительного образования детей, а также учреждений-партнеров, в которых активно используются различные формы по обмену опытом.

Для педагогов и управленцев территорий-лидеров были организованы международные стажировки в Германии и Финляндии. Работники учреждений профессионального образования — победители конкурса "Призвание" — получили возможность познакомиться с системой подготовки рабочих кадров Чехии. Премиальной поддержкой в прошлом году по различным конкурсным номинациям отмечено 266 педагогических работников. В стратегии социально-экономического развития Югры особое внимание уделяется перспективам профессионального образования. Премии губернатора получили 4 вуза — на реализацию 16 программ, 10 учреждений среднего профобразования — на внедрение 18 программ и 5 учреждений начального профессионального образования — на реализацию 9 программ. Эта поддержка позволит решать актуальные вопросы учреждениям, готовящим специалистов, востребованных в экономике региона. Помимо традиционных, конкурсных, направлений проекта в прошлом году отмечена деятельность вузов в части научных и инновационных разработок: 4 югорских высших учебных заведения получили премии губернатора на осуществление 22 программ, связанных с реализацией двухуровневого образования и внедрением системы зачетно-кредитных единиц. Для поддержки талантливой молодежи организованы международные стажировки и гастроли. В прошлом году гранты Фонда поколений вручены 237 обладателям золотых медалей и 417 учащимся, окончившим школу с серебряной медалью. В муниципальных образованиях реализуется своя система премиальной поддержки лучших выпускников школ. Талантливые молодые люди поощрены премиями Президента РФ и губернатора Югры.

Средства бюджетов всех уровней — от федерального до муниципального — позволяют укреплять позиции для повышения качества образования в Югре. В каждом муниципальном образовании региона разработаны и утверждены программы реализации нацпроекта на 2008-2010 годы. В прошлом году общий объем финансирования проекта составил почти 131,5 миллиона рублей.

В результате сегодня 93% школ имеют все виды благоустройства, что на 10% выше среднероссийского показателя. 65% общеобразовательных учреждений оснащены оборудованием, поддерживающим современные образовательные программы. Сегодня в школах округа на 1 компьютер приходится 18 учащихся.

Качество условий, внимание к отрасли со стороны государства — залог продуктивной и качественной работы людей, работающих в системе образования. Сложившаяся за годы реализации проекта хорошая привычка анализировать результаты своей деятельности, строить свои собственные проекты, в конкурентной среде утверждать свою позицию — основные "приобретения" региональной системы образования и базовые результаты проекта.

- Отразится ли финансовый кризис на развитии образования Югры? Существует ли в департаменте антикризисная программа, и какие в ней основные меры?

А.Грибцова: В условиях сокращения бюджетов всех уровней приоритетным остаются социальные обязательства, в рамках которых реализуются программы развития образования. Насыщенность окружной образовательной среды ресурсами позволяет надеяться, что трудности преодолимы. У образования Югры есть "подушка безопасности" в виде прошлогодних капиталовложений — укреплена материально-техническая база образовательных учреждений, поставлено и используется современное оборудование. В департаменте образования разрабатываются меры по поддержке населения в период кризиса: организована работа "горячей линии", ведутся соответствующие информационные рубрики на сайте департамента, в муниципалитетах формируются специальные консультационные пункты, в функционале которых оказание образовательных и психологических услуг гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в условиях финансового кризиса. В учебных заведениях организована психологическая помощь семьям учащихся, пострадавшим в связи с потерей работы, разработаны программы профессиональной переподготовки для граждан. Во всех учреждениях начального и среднего профессионального образования округа граждане могут получить необходимые консультации, пройти необходимую профподготовку, повысить квалификацию или получить новую специальность, которая позволит найти свое место на рынке труда.

- Каковы планы департамента по дальнейшему развитию образования региона? Планируется ли внедрять новые проекты?

А.Грибцова: Проблема обеспечения равного доступа к получению качественного образования решается за счет реализации в регионах комплексных проектов модернизации учебного процесса. В перспективах Югры — использование ресурсов лучших педагогов и школ через дистанционное образование, что позволит расширить возможности для профильного обучения всех студентов, независимо от места проживания и особых ограничений, связанных с состоянием здоровья. Будем решать вопросы, связанные с поддержкой раннего развития детей, обеспечением возможности для получения услуг дошкольного образования. В округе активно идет процесс реструктуризации профтехучилищ и других среднеспециальных учебных заведений. Это позволит сконцентрировать ресурсы, укрепить материально техническую и производственную базу, организовать на базе таких ресурсных центров постоянное повышение квалификации мастеров производственного обучения и педагогов. Технологическое образование — ремесло — немыслимо без постоянной практики — действия. Шлифовать свои ремесленные навыки, проявлять креативность мышления студенты могут, имея достаточную для этого площадку и материал. В идеале, с учетом усилий со стороны образовательных учреждений и работодателей, должен получиться успешный тандем из качественной профподготовки и привлекательных рабочих мест в динамично развивающейся экономике округа. Новый масштабный проект — создание на базе действующих учебных заведений Югорского института образования коренных малочисленных народов Севера Российской академии образования. Подписано соответствующее соглашение между РАО и правительством округа, готовятся необходимые документы для открытия Института.

 

Интервью подготовила Анна ХОРЬКОВА