Ужесточить нельзя ослабить

МОСКВА. Президент России Дмитрий Медведев 15 марта 2009 года подписал закон, вносящий изменения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ — основной документ, определяющий правила ведения следствия. Поправки в статьи 404 и 405 УПК РФ были приняты Госдумой в феврале этого года. Новая редакция этих норм существенно изменяет баланс прав преступника и его жертвы: закон дает больше прав, прежде всего, потерпевшей стороне. Если старая редакция 405 статьи не допускала ужесточения наказания для осужденного, то обновленная норма позволяет это сделать. Вступивший в силу приговор мог обжаловать только сам осужденный — естественно, в сторону смягчения. Все остальные участники процесса ранее не обладали таким правом, даже если в ходе следствия или судебного разбирательства были допущены существенные нарушения, повлиявшие на исход дела. Стоит отметить, что это положение еще в мае 2005 года Конституционный суд РФ признал несоответствующим основному закону страны.

Как говорится в пояснительной записке Государственно-правового управления Администрации Президента, нарушениями можно считать вынесение приговоров незаконным составом суда, коллегиями присяжных, а также отсутствие состязательности в процессе.

Нововведения уже прокомментировали судебные власти Свердловской области. На вопрос корреспондента "Уралинформбюро" в ходе Интернет-конференции ответил председатель областного суда Иван Овчарук. "Статья 405 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предписывает: невозможен поворот к худшему. Это означает, что если человека осудили на какой-то срок, и если во время и в пределах кассационного разбирательства не было вмешательства в это наказание со стороны суда, то уже вмешаться в это наказание нельзя", — комментирует нововведения И.Овчарук. Он одобрил и корректировку законодательства в пользу равноправия сторон: "В тех случаях, когда нарушены фундаментальные права, и не только подсудимого, но и потерпевшего, такой приговор может быть отменен и направлен на новое разбирательство, чтобы восстановилась справедливость". По мнению И.Овчарука, это приведет к тому, что будет возможность вмешаться в явно неправосудные приговоры, если они все же состоялись. "Так что, я думаю, это хороший, серьезный шаг, который сделал наш законодатель для того, чтобы справедливость восторжествовала", — резюмировал председатель Свердловского облсуда.

Между тем, законодатель установил и ряд ограничений. Одним из них стала та же отредактированная депутатами Госдумы РФ статья 404 УПК. Она предусматривает, что вмешательство в обжалуемый приговор допустимо лишь в течение 1 года с момента его вынесения. Если за это время приговор преступнику никто отменить не захочет, то в дальнейшем он не подлежит ужесточению.

Однако на эти юридические новеллы имеется и другая точка зрения, согласно которой критерии неправосудности приговора в норме весьма расплывчаты, что позволяет прокуратуре вмешаться практически в любое решение суда и добиться его отмены. Особенно это касается состязательности процесса, которая зачастую зависит от позиции судьи. Кроме того, по мнению президента общественной организации "Сутяжник" Сергея Беляева, корректировка Уголовно-процессуального кодекса, а главное - дальнейшая трактовка его норм в органах вроде президиума суда или различных пленумов может исказить истинный смысл нововведений. А это может привести к конфликту с Европейским судом по правам человека. "В Европейском суде представители давно возмущались правом прокуроров опротестовывать все и вся. И если судебная система двигается в этом направлении, то это тупик", — заявил "Уралинформбюро" С.Беляев. Закон о внесении изменений в УПК РФ вступит в силу после его опубликования.


Материал подготовил Арсений ВАГАНОВ

Актуальное