Космические ворота России теперь находятся в Екатеринбурге

Начало работу спецподразделение Росавиации, в задачи которого входит встреча вернувшихся на Землю космонавтов.

Уральский авиационный поисково-спасательный центр (АПСЦ) первым в РФ получил собственное специально спроектированное здание.

Его строительство продолжалось два года и обошлось в 510 миллионов рублей. Всего аналогичных комплексов в России будет 7, в том числе в ближайшие годы корпуса региональных АПСЦ появятся в Самаре, Хабаровске, Петропавловске-Камчатском и Новосибирске.

Как признался корреспонденту "Уралинформбюро" заместитель руководителя Росавиации Александр Ведерников, екатеринбургский спас-центр стал первым благодаря тому, что областные власти максимально оперативно отреагировали на просьбу авиационного ведомства и в кратчайшие сроки решили вопрос с отводом земли под специализированное здание. Что касается диковинного облика корпуса Уральского АПСЦ, то, по словам Ведерникова, перед архитекторами была специально поставлена задача создать строение, способное стать своеобразной визитной карточкой Екатеринбурга. Здание расположено чуть ли не на привокзальной площади аэропорта Кольцово и обязательно обратит на себя внимание всех гостей столицы Урала, прибывших сюда по воздуху.

Прописка в непосредственной близости от аэродрома – обязательное условие при создании АПСЦ. Основная задача центра – спасение экипажей и пассажиров воздушных судов, терпящих бедствие. Поиск людей и вызволение их из беды проводятся исключительно с помощью самолётов и вертолётов. Поэтому возможность быстро доехать от АПСЦ до ВПП – принципиальный момент.

Как сообщил "Уралинформбюро" заместитель директора Уральского спас-центра Тахир Мирхайдаров, по нормативу, после получения сигнала о терпящем бедствие воздушном судне, группа парашютистов-спасателей должна быть в воздухе через 30 минут (в летнее время). Зимний норматив – 45 минут.

В зоне ответственности Уральского АПСЦ находятся 9 субъектов федерации – весь УрФО и три области Поволжья. На их территории расположено 9 региональных поисково-спасательных баз, на каждой из которых дислоцируется свой отряд парашютистов-спасателей.

Сигнал о воздушном судне, терпящем бедствие на "подотчётной" Уральскому АПСЦ территории, поступает в координационный центр, который мгновенно определяет, какая из девяти региональных баз находится ближе всего к месту происшествия и формирует рекомендации руководителю операции. После чего дежурной группе парашютистов, находящейся на выбранной базе, даётся команда на вылет. Оперативный отряд – два спасателя и один фельдшер-спасатель – вместе с парашютами и оборудованием грузятся в автомобиль, который с сиреной везёт бойцов на аэродром.

Если в операции задействована группа, дислоцирующаяся в Уральском АПСЦ, то спасателям фактически всего лишь надо пересечь привокзальную площадь и они окажутся на лётном поле, где их ждёт вертолёт Ми-8. Хотя маршрут недолгий, но совершить его можно только на автомобиле. С собой в "вертушку" парашютисты берут 300 килограммов необходимых вещей.

В первую очередь это инструменты, позволяющие вскрыть корпус потерпевшего крушения воздушного судна. На вооружении группы находятся классические топор-пила-монтировка, но кроме них может быть применена тяжёлая артиллерия – гидроножницы, "болгарка" и другой силовой хай-тек. Разумеется, команда везёт с собой довольно солидный запас медикаментов и медицинского оборудования.

Если спасательные работы приходится вести на воде, к месту происшествия может быть доставлен спасательный плот, лодка, водолазное оборудование. Сравнительно недавно десантники Росавиации получили уникальную систему, позволяющую держать связь под водой на глубине до 17 метров. Еще одно свежее полезное приобретение – индикатор неподвижности. Этим небольшим прибором оснащается костюм каждого спасателя. Если боец, погрузившийся в воду или в недра рухнувшего самолёта, в течение минуты остаётся неподвижным, его коллеги получают сигнал и могут оперативно прийти на помощь.

При необходимости вести работы в тёмное время суток, спасатели могут использовать конструкцию совершенно футуристического вида – пневмоопорную световую башню. Это по сути длинный воздушный шарик, в основание которого вмонтирован насос, а в вершину – лампа прожекторной мощности. Запитывается башня от собственного бензинового генератора или от обычной электрической сети. Такой мягкий прожектор может разогнать тьму в радиусе нескольких десятков метров.

По описанной выше схеме, как уже говорилось, работают 9 региональных поисково-спасательных баз. Но на самом деле в ведении Уральского АПСЦ находится еще и десятая база – она расположена на территории Казахстана и её задача – встречать космические посадочные капсулы. А прежде чем встретить звёздного путешественника, его ещё надо найти в бескрайних степях республики. Для этого также применяется авиация, причём не только спасательная, но и военная. Когда место посадки капсулы обнаружено, к нему оперативно направляются два уникальных автомобиля, образующие Мобильный комплекс спасения космонавтов. Автотандем разработан и собран в ЗАО "НТЦ". В качестве носителей оборудования использованы полноприводные восьмиколёсные грузовики "Урал". Как сообщил "Уралинформбюро" заместитель директора ЗАО "НТЦ" Сергей Голубев, сегодня существует только один такой комплекс. Для приёма российских космических аппаратов этого достаточно.

Первая из машин автокосмического тандема предназначена для перевозки спускаемого аппарата (капсулы), вторая – для космонавтов. Соответственно, первый автомобиль оснащён грузовой площадкой и мощным крановым оборудованием. Второй же представляет собой передвижной медпункт.

Мобильный комплекс спасения космонавтов постоянно дислоцируется в Уральском АПСЦ. В Казахстан машины перебазируются своим ходом, когда по плану предстоит спуск космической капсулы с орбиты. В сентябре 2012 года новый комплекс уже принял участие во встрече космонавтов Геннадия Падалки, Сергея Ревина и астронавта Джозефа Акабы, приземлившихся на спускаемом аппарате корабля "Союз ТМА-04М" близ Аркалыка.