Чему научат церковь и школа?

Размышления на полях учебника.

Завершающийся учебный год стал пробой образовательной системы России на религиозную толерантность. Введение предмета "Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)" в расписание занятий четвертых классов вызвало жаркую дискуссию педагогов с родителями, священников с чиновниками.

В Свердловской области ОРКСЭ начали тестировать три года назад. За это время, в отличие от большинства только что вкусивших этого "плода" регионов России, на Урале успели "набить шишек" и, по большому счету, вроде бы не наломали дров. Судя по итогам "круглого стола", организованного "Комсомольской правдой – Урал", в Екатеринбурге отчетливо понимают, что церковь и школа – самостоятельные единицы, но в деле воспитания подрастающего поколения россиян им друг без друга не обойтись.

Начальник отдела министерства образования Свердловской области Наталья Сокольская особо акцентировала, что ОРКСЭ – попытка вернуть в российские школы элемент воспитания. В перестроечный период его "выплеснули" из школьных стен вместе с октябрятскими звездочками, пионерскими горнами и комсомольскими флагами. Конечно, никто сегодня не запретит учителю труда или литературы завести со школьниками разговор о добре и зле, справедливости и милосердии, но формально никто его к этому и не обяжет. Потому самостоятельному предмету в школьной программе надобно быть.

Что показал годичный "тест-скул" нового курса?  В Свердловской области из шести модулей ОРКСЭ родители 57% учеников выбрали "Основы светской этики", 24% - "Основы мировых религиозных культур", 17,3%  - "Основы православной культуры". Интерес к культуре ислама, иудаизма и буддизма, как видно по статистике, невелик.

Цифры лукавят, с одной стороны, потому что не отражают истинного волеизъявления родителей. С другой, они символизируют истинную готовность системы образования к нововведению. Как сообщила заведующая кафедрой Института развития образования Свердловской области Наталья Меньшикова, все школы региона – а их более 1 000, укомплектованы преподавателями этого курса. Среди них – учителя младших классов, историки, литераторы, прошедшие обучение по программе объемом 108 часов, и могут преподавать любой из 6 модулей. При этом каждая школа сама определяет учебно-методический комплект, по которому ведется преподавание. Кто-то берет талмуд, в котором объединены все шесть модулей, кто-то пользуется отдельным учебником по православию или светской этике. Курс рассчитан на год – по одному часу в каждой из 34 учебных недель.

Кадровый вопрос, пожалуй, как ничто не влияет на выбор родителей. По логике написанию заявления о выборе для ребенка того или иного модуля должна предшествовать серия родительских собраний, где разъясняются цели и задачи, а, кроме того, представители конфессий могут "попиарить" близкий им по духу раздел курса. Многим родителям далеко не безразлично, кто и чему научит их детей.

Но, как сообщил руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской митрополии отец Алексей (Кульберг), из 64 собраний, которые удалось посетить представителям РПЦ в Екатеринбурге, лишь 5% прошли с соблюдением всех формальностей. На остальных либо про модули рассказывали "через запятую", либо без лукавства предлагали родителям написать заявление на самые популярные "Основы светской этики" и "Основы мировых религиозных культур". Как правило, при этом ссылались или на нехватку учебников, или на кадровые проблемы.

В екатеринбургской школе №168, которую в Институте регионального образования именуют флагманом ОРКСЭ, две трети четвероклассников изучают светскую этику, а оставшаяся треть – "сборник" по всем мировым культурам. По факту "флагман" выбивается из общеобластной статистики. Преподаватель ОРКСЭ в этой школе Ирина Серекова так и не смогла объяснить, почему никто из родителей не выбрал для своего чада "Основы православия". Может быть, школе так удобнее, а может, школьникам интереснее знать обо всем понемножку.

Школа ищет пути облегчения своей преподавательской миссии, предполагает помощник муфтия Свердловской области по вопросам образования Назит Хазрат. А, следовательно, можно было бы вовсе ограничиться одним модулем, а вероубеждения необходимо формировать в семье.

С этим, собственно, никто и не спорит. ОРКСЭ – это знакомство с общечеловеческими ценностями, а не обучение молитвам. Религиозное воспитание – это удел воскресной школы и ежедневной практики в семье, если она к этому расположена. Вопрос в том, что делать родителям, если их ребенок обязан пройти данный курс? Имеют ли они реальное право выбора?

Даже в мегаполисе, где учителей больше, и потому возможно грамотно рассказать об основах того же буддизма, "флагманы" выбирают фарватер поспокойнее. А что говорить о сельских школах?

Наталья Сокольская убеждена, что право выбора нужно уважать и искать пути его реализации. В каких-то населенных пунктах можно использовать сетевой принцип, когда "православный" класс собирается из нескольких школ. В глубинке на помощь нужно позвать дистанционное обучение. Не исключено, что придется ставить перед федеральным министерством и вопрос о привлечении к преподаванию не только педагогов, как сейчас, но и тех, кто имеет теологическое образование.

Впрочем, уже сейчас у священнослужителей и педагогов есть, над чем совместно работать. Отец Алексей Кульберг предложил помощь Екатеринбургской митрополии в подготовке преподавателей ОРКСЭ. Институт развития образования в свою очередь готов быть площадкой для всестороннего обсуждения проблем, связанных с этим школьным предметом.

Ну, а тем родителям, кто столкнулся с твердой волей педагогов преподавать их детям конкретный модуль, советуем обратиться к уполномоченному по правам ребенка в Свердловской области Игорю Морокову. Он заявил, что пока таких обращений не было, но любой из сигналов родителей будет тщательно изучен. "Нам нужно вернуть в школу воспитание, но без насаждения идеологии. И, главное, сделать это качественно", - отметил омбудсмен.

Дмитрий БУЗДАЛОВ