Школьник-убийца или жертва?

Что могло двигать старшеклассником из Москвы?

Трагедия в московской школе, ученик которой расстрелял педагога и полицейских, взбудоражила жителей. Если бы речь шла об американском подростке, никто бы, наверное, не удивился. А тут обычный российский школьник из благополучной семьи, отличник взял в руки винтовку и убил двух человек и одного ранил. На допросе старшеклассник сказал: он надеялся, что его застрелят в ответ.

Корреспондент "Уралинформбюро" задал вопрос уральским специалистам: что могло двигать 16-летнем Сергеем Гордеевым, решившимся нажать на курок?

 

Главный психотерапевт Свердловской области Михаил Перцель:

- Преступление, совершенное московским школьником, нетипично для России. Его нельзя объяснить выплеском агрессии или внутреннего напряжения. Выплеск агрессии - это, например, конфликт на дороге. Такое явление в обществе давно существует, но подростком двигали более сложные мотивы, о которых нам остается только догадываться. Тут общие шаблоны не подходят.

Очевидно, что у школьника, взявшего в руки оружие, был эмоциональный заряд, но что его зарядило, трудно сказать. То, что он является отличником и, как писали СМИ, замкнутым человеком, - таких в школах полно. Подростковый возраст сам по себе очень сложный, и все проблемы воспринимаются острее. Поэтому взрослым нужно крайне деликатно общаться со своими детьми-подростками, поддерживать их и показывать положительный пример.

Наказание московскому школьнику назначит суд. Но он и его семья, однозначно, нуждаются в психологической помощи. Поддержка психологов нужна и всем другим ученикам 263 школы, особенно тем, кто оказался в заложниках у подростка. Для них произошедшее - глубокая психологическая травма.

 

Врач-психотерапевт, член правления Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии (Россия) Георгий Амусин:

- В обществе распространена иллюзия, что страшные поступки совершают только трудные подростки. Хороший мальчик, отличник - всего лишь оболочка. Кроме того, в таком возрасте формы взаимодействия с самим собой, окружающим миром меняются очень быстро - человек может превратиться в монстра.

Информация о том, что старшеклассник был замкнут, ходил на стрельбы, специалистам о многом говорит. У обычных людей она тоже вызывает определенные эмоции, они чувствуют, что что-то не так, но не могут объяснить свои ощущения. По тому, как школьника описывают его знакомые, можно предположить, что у него начиналось психическое заболевание. Ведь даже трудные подростки, хулиганы дозируют свою агрессию, опасаясь наказания, а в данном случае человек с "катушек съехал". Самое печальное, что родители и окружение проглядели начало заболевания. Поэтому школьник тоже своего рода жертва.

Еще одним стимулирующим фактором такого поведения является то, что в нашем обществе допускается возможность проявления агрессии. Сейчас важно, как мы будем обсуждать произошедшее - как возможное явление или как в принципе невозможное. 

 

Уполномоченный по правам ребенка Свердловской области Игорь Мороков:

- Я думаю, что проблема Сергея Гордеева была в школе, ведь именно в школу он пришел с оружием. И тут возникает вопрос: можно ли было предотвратить трагедию? Я думаю, да, если бы с детьми работал грамотный социальный педагог. Таких специалистов в школах раз-два и обчелся, по крайней мере, в Свердловской области. Именно социальных педагогов, которые не просто диагностируют проблему, но и помогут ребенку выстроить отношения с одноклассниками, учителями и даже родителями.

В свое время социальная педагогика ушла из школы и до сих пор не вернулась, хотя вузы выпускают целые кафедры специалистов. Где они? Тут вопрос и в зарплате, и в качестве управленческих решений и так далее. Между тем школьнику очень важно иметь рядом человека, с которым можно поделиться. Пусть даже не специалиста, а друга, вожатого, волонтера. Московскому мальчику, очевидно, не с кем было поговорить о своих бедах. Не зря же его характеризуют как замкнутого. Родителям в таком возрасте мало что рассказывают. Поэтому и произошел срыв.

Возьмите случай в Волчанске, где ученики требовали восстановить в должности директора местной школы. Детям было важно, чтобы их услышали. В любом случае во всех бедах и победах ребенка виноваты взрослые.

Беседовала МАРИНА СИРИНА.