Кто превратил интернат в детский ад?

Чиновники Екатеринбурга закрывали глаза на проблемы детей-инвалидов.

В начале апреля 2014 года в Интернете появилось видео, в котором воспитанники екатеринбургского интерната для умственно отсталых детей на Ляпустина, 4 (ЕДДИ) рассказали об избиениях и унижениях, которым подвергались в стенах учреждения.

В рукоприкладстве был уличен один из сотрудников - санитар Андрей, сам бывший воспитанник интерната. Видео всколыхнуло Интернет. В детское учреждение поспешили с проверками сотрудники областной прокуратуры и комиссии различных министерств, в том числе Минздрава.

В ходе инспекции "вскрылись" и другие нарушения, которые до недавнего времени ведомственные комиссии не замечали. В настоящее время следственными органами возбуждены два уголовных дела. Руководство казенного учреждения обвиняется в злоупотреблении должностными полномочиями. Расследование продолжается.

О результатах проверок 28 мая перед журналистами отчиталась начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Свердловской области Римма Бобина.

По словам прокурора, екатеринбургский интернат побил все рекорды по количеству нарушений среди соцучреждений Среднего Урала. Его сотрудники скрывали факты получения детьми травм - выбитые зубы, вывихнутые челюсти, удары головы и ожоги. Вопреки закону в заведении жили и воспитанники старше 18 лет.

Директор ЕДДИ сдавала квартиры, принадлежавшие подопечным, своим знакомым и работникам за мизерные суммы - от 2 до 5 тысяч рублей. При этом средства на лицевые счета воспитанников поступали не полностью. С депозита одного из детей было списано 100 тысяч рублей якобы на ремонт квартиры, но подтверждающих документов предоставлено не было. Руководство интерната не занималось взыскиванием алиментов в пользу подопечных - ежемесячные платежи получали лишь 9 детей, сообщила "Уралинформбюро" прокурор.

Из-за нехватки квалифицированных кадров некоторые сотрудники работали в 2-3 смены на нескольких ставках. "Они не могли нормально отдохнуть и находились в условиях постоянного стресса, что могло спровоцировать агрессию", - заметила Р.Бобина.

С обитателями ЕДДИ занимались всего один психолог и один массажист. Для детей со спецпотребностями не было соответствующего оборудования, в том числе отсутствовали трости для инвалидов по зрению, ортопедическая обувь, каталки.

По словам Р.Бобиной, сотрудники прокуратуры Чкаловского района Екатеринбурга, проводившие формальные проверки интерната, привлечены к ответственности, как и директор учреждения Ирина Яременко.

Во время речи прокурора слово взяла сама руководитель ЕДДИ. Она тайно пришла на встречу с журналистами - участие И.Яременко не анонсировалось и для всех стало неожиданностью. Она заявила, что хотела бы на месте ответить на обвинения, так как не видела ни одного акта прокурорской проверки и до сих пор не дала ни одного объяснения.

По словам главы ЕДДИ, во время ее руководства с 2009 года в спецучреждении был проведен ремонт, создана школа. И.Яременко проработала в интернате более 5 лет, когда она пришла туда, здание на Ляпустина, 4 напоминало не детское учреждение, а "настоящий Сталинград".

"Я не взяла себе ни копейки из средств детей. Да, я сдавала их квартиры, но сумма была согласована с социальным ведомством. Во всех помещениях ранее проживали родители детей, наркоманы и алкоголики, жилье было в ужасном состоянии, на квартирах висели коммунальные долги по 90 тысяч рублей. Поэтому все наниматели обязаны были рассчитаться с коммунальными долгами и провести ремонт, а оставшиеся суммы уже перечислялись на счета детей. Все документы я предоставила в специальные органы", - рассказала И.Яременко "Уралинформбюро".

Она заявила, что занималась и взысканием алиментов в пользу подопечных, но из 85 родителей 8 отбывают уголовное наказание, 6 человек находятся в розыске, еще 59 не имеют имущественных прав, и с них просто нечего взять.

"Мы регулярно отправляли запросы в Фонд социального страхования с просьбой предоставить нам необходимое оборудование. И сейчас имеем то, что нам выдали. У нас казенное учреждение, и нет средств, чтобы закупать оборудование самостоятельно. Недавно мы судились с фондом и через суд добились поставки в интернат памперсов", - добавила директор.

Кроме того, И.Яременко пояснила, что великовозрастные воспитанники, на которых указала прокурор, находятся в специальном отделении "Милосердие". Когда их отправили в заведения для взрослых, состояние детей резко ухудшилось - один из бывших воспитанников ЕДДИ перестал есть, разговаривать и даже ходить.

"Мы были вынуждены забрать их, потому что они наши воспитанники, и мы несем за них ответственность", - заявила И.Яременко.

По словам главы интерната, в учреждении тяжелые условия работы, так как дети с умственной отсталостью требуют специфического ухода. Зарплата санитара - 16 тысяч рублей, воспитателя - 25 тысяч. Но за столь скромные суммы персоналу приходится выполнять огромный объем работы.

"Многие сотрудники не задерживаются у нас даже на месяц. Просто не справляются с тяжелыми условиями. В центре занятости у нас постоянно "висит" заявка на открытые вакансии. Но к нам просто не идут, и нам приходится справляться своими силами", - добавила она.

На одной санитарке может буквально "висеть" по пять детей. При этом многие воспитанники интерната - "тяжелые детки" с ДЦП и не могут самостоятельно передвигаться. Многие попадают в интернат на Ляпустина, 4 из неблагополучных семей и ведут себя агрессивно, в том числе по отношению к персоналу и товарищам. Некоторые дети могут наносить себе увечья.

Директор дала характеристику и Андрею - санитару, которого обвиняют в истязании детей. Работник интерната сам в прошлом был его воспитанником и, по словам И.Яременко, всегда относился к детям с теплотой и вниманием, не отказывал в помощи другим сотрудникам, с особенной охотой "водился" с младшими группами.

"Родители Андрея - алкоголики. Мальчик попал к нам в 4 года с умственной отсталостью, им просто никто не занимался. Когда он вышел из интерната, с него сняли инвалидность и он оказался фактически на улице без работы, образования и жилья. Мы устроили его в колледж, где парень выучился на обувщика, потом он вернулся к нам на работу санитаром. Он не пил, не курил. Примечательно, что, имея умственную отсталость, он смог отстоять свои права на жилье и добился, что ему выделили однокомнатную квартиру. У него есть ребенок, который тоже воспитывается в нашем интернате", - рассказала руководитель о своем сотруднике. Сейчас Андрей отстранен от должности и находится под домашним арестом.

В настоящее время за ситуацией с екатеринбургским интернатом следит губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. В прокуратуре не исключают, что за вопиющие нарушения в детском учреждении придется ответить не только его руководству, но и вышестоящим чиновникам, вплоть до министров. Ведь проверки из профильных ведомств регулярно посещали интернат, но о его проблемах стало широко известно только тогда, когда история "вылилась" на просторы Интернета.

Подготовила Мария БАШМАКОВА.

Еще в сюжете: За стенами интерната