Бесправные автошколы

Оставят курсантов с носом.

Екатеринбургские автошколы четвёртую неделю учат курсантов на права, не имея на то прав. Вступившие в силу образовательные стандарты автоматически лишили все учебные заведения лицензий. При этом набирать курсантов преподаватели не перестали. В итоге через 3 месяца, когда наступит время сдавать экзамены, ученики могут оказаться не в ГИБДД, а в суде. 

Приказ Минобрнауки РФ о новых программах обучения водителей вступил в силу 11 августа 2014 года. По правилам, лицензии, полученные учебными заведениями ранее, считаются недействительными.  Автошколы могут получить новые документы только после проверки ГИБДД. 

Разрешения гаишники смогут выдавать после изучения рабочих программ (в том числе и по новым подкатегориям и категории "М"), разработанных автошколами на основе утверждённых властями документов, осмотра учебных помещений, автомобилей, тренировочных площадок и автодромов. Ранее образовательным учреждениям требовалось просто предоставить в ГИБДД ряд бумаг. В результате появились автошколы, которые, не имея достаточной материально-технической базы, по сути, просто продавали свидетельства о прохождении обучения.

Теоретическая часть для курсантов, согласно новым программам, должна увеличиться со 106 до 134 часов. Туда включается, к примеру, психологическая подготовка водителей, а также пункт о перевозках грузов и пассажиров. 

На вождение будет отводиться не 50 часов, как раньше, а 54 - для тех, кто осваивает управление машиной с "автоматом", и 56 - для тех, кто хочет ездить на "механике". И тренироваться курсанты теперь будут на автодромах площадью не менее 24 соток. Там, помимо "гаража", "змейки", "эстакады", "параллельной парковки" и "разворота в замкнутом пространстве", должны появиться регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы, перекрестки и дорожные знаки. 

Учебные заведения должны были быть в полной боевой готовности уже 11 августа. Однако на тот момент ни одно учреждение проверки не прошло и необходимых документов не получило. "Уралинформбюро" две недели назад направило официальный запрос в свердловское ГИБДД, чтобы понять, поменялась ли сейчас ситуация, однако ответ оттуда до сих пор не пришёл. Судя по всему, дело с мёртвой точки так и не сдвинулось. Тем более что официально у инспекторов для проведения проверки есть 30 дней с момента получения заявки от автошколы.

В учебных заведениях, в отличие от ГИБДД, не скрывают: они "экзамен" у гаишников пока не проходили. А всё потому, что нововведения свалились на них, как снег на голову.

"Мы, например, начали готовиться к изменениям только 1 августа, когда поправки были уже официально опубликованы в газете. Конечно, проекты были и в прошлом году, но они были сырые, и мы не знали, что в итоге останется из этого, а что - нет", - поделился с "Уралинформбюро" руководитель автошколы "Курсант" Александр Балмин. 

Он также отметил, что на сегодня полностью готовы только рабочие программы. Их планировали отправить на согласование в ГИБДД ещё до 11 августа. Однако тогда в инспекции сказали, что ещё не получили всех требований для проверки автошкол. 

Что касается тренировочной площадки, то в "Курсанте" уже установили необходимые знаки, заказали разметку и оборудовали нерегулируемый и регулируемый перекрёстки. Правда, на светофор денег всё же не хватило. Он стоит около 2-3 миллионов рублей.

"Регулируемый перекрёсток у нас будет с регулировщиком. Полностью мы сможем подготовить площадку через 2 недели. А вообще, я считаю, что на подготовку автошколам надо было дать как минимум полгода", - отметил А. Балмин. 

К новому предмету - "Психологии вождения" - в "Курсанте" подготовились "случайно". Один из преподавателей теории в автошколе - психолог по образованию. 

В другом заведении - "Аспорт" - "Уралинформбюро" также заявили, что пока не готовы к "экзамену", но подготовятся в самое ближайшее время. 

"Автодром по площади у нас соответствует требованиям. Единственное, что там надо поставить дорожные знаки и прочее. Мы этим займёмся в ближайшее время и будем подавать заявку в ГИБДД", - рассказал "Уралинформбюро" исполнительный директор автошколы "Аспорт" Николай Новиков. 

О том, что в учреждении абсолютно ничего не готово, признались в "Зелёном свете". "Мы до сих пор не понимаем чётко всех требований и не знаем, что должны сделать. Чтобы начать работать, в дополнение к этим приказам необходимо принять ещё 1 000 уточняющих приказов", - пояснили там. 

Несмотря на отсутствие разрешения со стороны ГИБДД, автошколы продолжают набирать новичков. Отказаться от курсантов, которые приносят учебным заведениям деньги, бизнесмены не могут, тем более в свете предстоящих затрат на переоборудование автодромов и поиски психологов. 

Все эти затраты, кстати, переложат на плечи учеников. Туда включат ещё и дополнительные расходы на бензин, которые появятся из-за увеличения часов вождения. Возможность повышения стоимости уже прописали в договорах на обучение. 

"У нас в договоре теперь есть пункт о том, что в связи с новыми стандартами стоимость услуг может увеличиться.  То есть мы в случае чего курсантам будем делать перерасчёт", - пояснил А. Балмин.

Стоимость услуг, как говорят в самих автошколах, вырастет с 15-18 тысяч рублей как минимум до 30 тысяч. Не исключено, что цены подскочат и больше. Многое будет зависеть от того, сколько учебных заведений после проверок ГИБДД "выживет" и какая в итоге будет конкуренция на рынке. 

Не скажутся нововведения лишь на сроках обучения. В учебных заведениях обещают, что просто изменят методику и будут начинать вождение раньше, чем обычно - почти вместе с теорией.

Не стоит беспокоиться и тем, кто подал заявления на обучение до 10 августа. 

"Если они заключили договор с автошколой до 10 августа 2014 года, будут сдавать экзамены по старым стандартам. Если же документы поданы с 11 августа, инспекторы будут принимать экзамены с учетом новых требований, утвержденных приказом Минобрнауки", - пояснил замначальника ГИБДД Свердловской области Алексей Габдорахманов.

У тех, кто заключил договоры после указанной даты, есть все основания для беспокойства. Если автошколы не пройдут проверку, курсанты могут остаться с носом. Ведь ГИБДД откажется принимать у таких учеников экзамены. 

Однако президент Уральской ассоциации автошкол Георгий Коваленко советует не сеять панику и не бояться нововведений. По его словам, новые правила - это давно забытое старое. 

Как рассказал "Уралинформбюро" Г.Коваленко, до 2010 года инспекторы ГИБДД тоже проверяли учебные заведения. Тогда в уральской столице насчитывалось 60 автошкол. Потом проверки отменили, и число заведений резко выросло до 100. Понятно, что по меньшей мере 60 учреждений в городе должно остаться. 

Г. Коваленко также отмечает, что часть новичков на авторынке - недобросовестные. По его словам, несмотря на увеличение учебных заведений, за 4 года число автодромов, где ГИБДД готовы принимать экзамены, больше не стало. Их и сейчас всего 4. Многие не вкладываются в материально-техническую базу, поэтому потерять их будет некритично. 

А шансы остаться на рынке дали всем. "То, что готовятся такие изменения, было известно давно. В 2013 году мы уже знали, какие будут требования к автодромам и учебным площадкам. У автошкол было достаточно времени, чтобы подготовиться", - отметил Г.Коваленко. 

Главный вопрос, который задают в автошколах: для чего нужны все эти перемены? По словам преподавателей, существенно повысить уровень обучения они не смогут. Часов вождения добавилось не так много. А новые пункты теории - это, скорее, "перегибы". 

"В новых программах, например, появилась тема "Грузоперевозки и перевозка пассажиров". Я думаю, обычному человеку, которому просто надо добраться из пункта А в пункт Б, это всё знать ни к чему. По поводу психологии вождения - тоже сомнительно. К нам же приходит уже взрослый, сформировавшийся человек, мы его в таком возрасте уже не изменим. Ну обсудим с ним, конечно, аварийные ситуации. Но мы это делали и раньше", - недоумевает А.Балмин.

И так называемые "портфельные" автошколы, которые не имели нормальной материально-технической базы и, по сути, продавали сертификаты об окончании курсов, совсем не обязательно уйдут с рынка. Возможно, они просто включат траты на "улаживание отношений" с ГИБДД в стоимость обучения. 

Елена ПЛЮХИНА