Екатеринбург поГРЯЗ

Что скажут мэр и сити-менеджер?

В этом году погода сделала большой подарок мэрии Екатеринбурга - снега за зиму выпало мало, да и сошел он быстро. Казалось бы, у дорожных служб развязаны руки - большими совковыми лопатами можно с начала марта чистить мегаполис. 

Но не тут-то было. Если по центральным улицам города до сегодняшней метели хоть как-то проехались "пылесосы", то небольшие переулки и окраины остались нетронутыми. Екатеринбуржцы постоянно жалуются на скользкие тротуары, грязный снег на газонах и обочинах, "зеркальные" подходы к социальным учреждениям (в начале недели дети, например, падали у садиков №541 (переулок Встречный) и №504 (улица Серафимы Дерябиной).

А ведь горадминистрация ежедневно рапортует, что с дорог вывозятся несметные тонны грязи и снега. Да и в районных ДЭУ уверяют, что все дороги в зоне их ответственности приведены в порядок в соответствии с нормами. К примеру, главный инженер Верх-Исетского ДЭУ Денис Пряничников заявил "Уралинформбюро", что "дороги 1-й категории все в надлежащем санитарном состоянии. Это - основные магистрали, которые составляют порядка 70% дорожно-уличной сети". Схожую информацию озвучили и в Орджоникидзевском ДЭУ.

Как утверждает мэр Ройзман, "грязь у вас в душе", а не на улицах. Так кто же и в чем лукавит?

Может все дело в том, что генеральная схема санитарной очистки Екатеринбурга (на период до 2025 года) не соответствует нормам? В прокуратуре Свердловской области "Уралинформбюро" сообщили, что данный документ "не предусматривает систему санитарной очистки и уборки территорий населенных мест, рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов". И городское надзорное ведомство теперь будет добиваться его изменения в суде.

Справедливости ради надо сказать, что приводят уличную сеть в порядок не только районные ДЭУ, но и различные подрядные организации. Как пояснил "Уралинформбюро" начальник отдела по благоустройству администрации Чкаловского района Владимир Агеев, сделано это для более эффективной работы. Если бы всем занималась одна организация, то технику пришлось бы гонять по большому району, а это дополнительные издержки. А при сегодняшнем раскладе каждый чистит свой участок вблизи баз со спецтехникой. 

Он также отметил, что приводить улицы в порядок дорожники должны согласно регламенту. Так называемый зимний действует с 15 октября по 15 апреля, весенний – с 16 апреля по 14 октября.

В ДЭУ уверяют, что каждой бригаде выдается план работ по уборке, который держится в секрете, – прессе его не озвучивают, ссылаясь на то, что он каждый день разный. Объем работ для бригад устанавливается исходя из погодных условий, данных, полученных от квартальных, мастеров смен, а также специалистов управления, которые совершают ежедневный объезд вверенных им улиц.

Не смогли назвать в организациях перечень и кратность проводимых ими работ, заявив лишь, что сейчас ведется очистка лотков (около бордюров), а также вывозится пыль и грязь. По вывозу снега данные разнятся. В Верх-Исетском ДЭУ 12 марта заявили, что снег уже весь из города вывезен, а в Орджоникидзевском его еще вывозят.

Еще более странно обстоят дела с нормативами для дорожных рабочих. По словам представителей опрошенных "Уралинформбюро" районных ДЭУ, их попросту нет!

Как пояснил главный инженер МБУ "Верх-Исетское ДЭУ" Д.Пряничников, одна бригада может убрать, скажем, один квадратный метр, а другая больше. Схожую  информацию озвучил и заместитель директора МБУ "Орджоникидзевский ДЭУ"  Дмитрий Мотыхляев: "Норматива у нас нет, потому что есть еще лед – работа по его уборке тяжелая, спрогнозировать, сколько займет эта работа нельзя. Цифры каждый день разные – где-то больше грязи, где-то меньше – соответственно требуется разное количество усилий для ее уборки". Ему вторит и главный инженер МБУ "Железнодорожное ДЭУ" Владимир Приходько.

Получается, что уборка улиц упирается в пресловутый человеческий фактор. Качество и объемы - на совести рабочих. Одни могут потрудиться на славу, другие – схалтурить. Но в дорожных организациях уверяют, что за рабочими непрестанно следят мастер и начальник участка. Работу бригад ДЭУ оценивают и по объему вывезенных осадков. Грязь отправляют на два полигона ТБО – Широкореченский и Северный. Там она взвешивается, и эти данные потом передаются в мэрию. Последняя, в частности, отрапортовала, что в ночь на 10 марта с улиц города было вывезено 111 тонн грязи. Это порядка 12 КамАЗов.

Возможно, что-то изменится с темпами уборки после вступления в силу летнего регламента, но верится в это с трудом. "Сейчас никакого большого плана нет, потому что весенний этап уборки начнется с 16 апреля. А пока мы пытаемся сдирать все, что возможно. Ломаем грейдера, но все равно работаем. Когда начнется весенне-летний период эксплуатации улично-дорожной сети, составляется план - когда и какие улицы должны быть убраны", - заявил главный инженер МБУ "Железнодорожное ДЭУ" Владимир Приходько.

Иными словами, еще целый месяц дорожники под руководством мэрии Екатеринбурга могут бить баклуши. Несмотря на то, что плюсовые погодные условия (легкий снежок – не помеха) позволяют закатать рукава в буквальном смысле.

А ведь впереди знаменательный праздник – юбилей Великой Победы. И, казалось бы, у городских чиновников должен быть особый план победы над грязью. Праздничный салют и парад – это дело военных, они не подкачают. А вот чистый праздничный Екатеринбург – задача Ройзмана и Якоба. Это вам не в дендрарии перед камерами грабельками орудовать на мэрском субботнике – тут масштаб руководителей мегаполиса проверяется. А им слабо?

Ольга КАРПОВА