Фокус Кокшарова не удался

Хотя он не был пьян.

Накануне массового сокращения ставок в УрФУ ректор вуза решил таки объясниться с коллективом. Судя по переполненному конференц-залу, вопросов у доцентов и профессоров накопилось немало.

Формально собрание трудового коллектива было организовано профсоюзом вуза, который впервые за месяц после анонсирования сокращений проявил видимую активность. А фактически "выйти к народу" Кокшарова заставили шумиха в прессе и угроза проведения митинга против грядущих реформ.

Корреспондент "Уралинформбюро" измерил напряжение в стенах УрФУ.

С первых минут встречи Виктор Кокшаров, как фокусник жонглировал данными последнего мониторинга эффективности высших учебных заведений Минобрнауки РФ. На мониторах мелькали графики с цифрами: УрФУ вошел в первую десятку по числу научных публикаций, на 15 месте по количеству студентов, на 12 - по баллам ЕГЭ и, наконец, на 1 месте по числу педагогов.

"Мы с вами стояли до последнего, удерживая количество ставок. Но сегодня это просто невозможно. У нас пока еще 9 студентов на 1 преподавателя. В то время как все другие университеты соответствуют параметрам, заложенным в распоряжении правительства (установленное соотношение 1 к 12 – прим. ред.). Да, мы вынуждены сократить более 595 ставок. Но фактически речь идет об увольнении 40-60 человек и переводе части профессорско-преподавательского состава в другие категории: преподаватель-лектор, преподаватель–тренер, а возрастных сотрудников - в категорию профессор-консультант", - убеждал присутствующих В.Кокшаров.

Первый мячик из рук ректора выпал, когда он озвучил среднюю зарплату педагогов, которая отражалась в отчетах "наверх". Услышав цифру в 60 тысяч рублей, собравшиеся подняли докладчика на смех.

"Я так понимаю, что здесь в основном собрались люди, которые эту зарплату не получают, - констатировал Кокшаров, заработавший на посту ректора 11,8 миллиона рублей в 2014 году. - Да, гарантировано доцент получает около 20 тысяч, профессор около 40. Все остальное мы можем зарабатывать только за счет грантов. Кто публикует научные статьи, получает за это приличные деньги". 

Зал взорвался от возмущения: "Если взять 15 слонов и 15 муравьев, каков будет средний вес?"

С этого момента пропасть между преподавателями в зале и управленцами в президиуме ширилась с каждой минутой. Посыпались вопросы, ставящие под сомнение тезисы руководителя университета. К примеру, об увеличении времени для самостоятельной работы студентов и сокращении "горловой" (лекционной) нагрузки.

"Когда проверять эти самостоятельные работы, если количество часов на консультации не увеличивается? Поступающие сегодня не знают элементарных азов, что они наделают самостоятельно? Уровень подготовки студентов будет падать, а мы должны довести курс до выпуска. Поступило 100 человек – 100 должны выпустить (речь идет о подушевом финансировании вуза, когда деньги из бюджета выделяются на каждого студента, а не на программы – прим. ред.)", - возмутился один из педагогов.

"Какая самостоятельная работа должна быть по физкультуре? Предполагается, что студенты по своему желанию должны выбрать, куда и когда пойти заниматься. У нас нет такого количества бассейнов, катков. Спортивные объекты перегружены в два-три раза выше нормы", - поддержал его представитель Института физкультуры.

Кокшаров миндальничать не стал, посоветовав пересмотреть программы и подстроить их под нынешний уровень абитуриентов. А физкультуру предложил вообще вычеркнуть из расписания.

"Как заниматься научной работой, если приходится платить за использование приборов из своего кармана? А необходимого оборудования нет на каждой кафедре", - продолжали возмущаться ученые мужи.

"У нас на кафедре металлургии все остепененные, молодые педагоги, и статьи мы пишем, публикуемся. А сократить должны 4 ставки, через год еще 4 ставки. Нас-то за что режут?".

"Когда часть народа переходит в исследователи, а часть остается лекторами, предполагается, что последние - менее квалифицированная часть? Что в итоге у студентов будет?"

"Как будет формироваться зарплата так называемых других категорий преподавателей, и когда будут сформированы регулирующие положения. Мы не можем распределить нагрузку из-за отсутствия внятных документов".

"Говорите, нас никто ее обманывает? Когда сливались два вуза, нам обещали, что соотношение будет 1 преподаватель на 4 студента".

К конкретным вопросам коллектива ни Кокшаров, ни его команда оказались не готовы. "Знать надо, что происходит в вузе", - послышалось из зала.

Мантию фокусника с ректора сорвал его главный оппонент, сопредседатель независимого профсоюза "Университетская солидарность" Дмитрий Трынов.

По его словам, сокращение 700 ставок означает увольнение более 1 000 человек. На сегодня приказа о сокращении штата нет, так же как нет разрешения на массовое увольнение от профкома, к которому работодатель должен обратиться за 3 месяца до издания распоряжения.

"Тем временем, на каждую кафедру были переданы конкретные цифры сокращаемых ставок. Сформулированы "черные списки" неугодных педагогов. Но продолжаются конкурсы на замещение вакантных должностей и прием угодных. Создается впечатление, что Вы, Виктор Анатольевич, дезинформируете СМИ, говоря, что сокращений нет, а они по факту идут. Либо директора институтов дезинформируют Вас, проводя незаконное сокращение штата", - подытожил Д.Трынов.

После его выступления собрание быстренько свернули. Напоследок Кокшаров вынул последний козырь из рукава, объявив, что в наблюдательный совет вуза (по одному из требований запланированного митинга) помимо губернатора войдет и представитель коллектива. Интересы преподавателей будет представлять Анатолий Матерн, который помимо депутатства в Заксобрании, возглавляет кафедру аналитической химии УрФУ. Ради участия в деятельности наблюдательного совета он сложил полномочия проректора.

Но новость не слишком воодушевила разочарованных преподавателей. Чьи интересы на самом деле будет представлять депутат - большой вопрос.

Обсуждение не утихало и за пределами конференц-зала. Стало очевидно, что фокус Кокшарова не удался, и если не все, то многие преподаватели готовы поддержать митинг, запланированный на 29 июня.

Ирина КАЛИНИНА