Церковь "20/20"

На екатеринбургской земле.

В Екатеринбурге к 2020 году появится 20 новых храмов. Или, по крайней мере, будут заложены их основания. Соответствующее соглашение на прошлой неделе подписали сити-менеджер Александр Якоб и митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Новость вызвала бурные обсуждения. Многие екатеринбуржцы выступают резко против появления новых религиозных сооружений, другие полны скептицизма – а точно ли земля будет выделена под храмы?

Как это будет

Представители РПЦ называют свою задумку программой "20/20" и заявляют, что храмы будут располагаться, в основном, в новых микрорайонах и отдаленных территориях города. "Екатеринбург – прекрасно развивающийся город, но есть одна проблема, которая не может нас не беспокоить. Эта проблема – отсутствие храмов в ряде наших микрорайонов", - заявил митрополит Кирилл в ходе подписания соглашения.

В распоряжении "Уралинформбюро" есть список мест, где появятся церкви. На сегодняшний день семь уже возводятся:

- храм в честь Рождества Божией Матери (поселок Чусовское Озеро, ул. Мира);
- храм во имя Святителя Саввы Сербского (улица 40 лет ВЛКСМ);
- храм во имя благоверного князя Александра Невского (ул. Ольгинская);
- храм во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого) (ул. Хвойная, 80);
- храм во имя святителя Николая Чудотворца (ул. Софьи Перовской, 114 - Никольское кладбище);
- храм святой равноапостальной Нины (пос. Садовый, ул. Сибирка, 35а);
- храм во имя святителя Николая Чудотворца при Областном наркологическом диспансере (ул. Халтурина, 44).

Еще для трех выделены земельные участки на Вторчермете (в границах улиц Патриса Лумумбы – Ферганская – Агрономическая - Санаторная), в Ботаническом микрорайоне (ул. 8 Марта, 206б – недалеко от Ботанического сада) и на северной стороне Лесного кладбища.

Под 10 храмов еще не выбраны конкретные участки, однако уже известно, в каких районах они будут возведены. На Эльмаше, Уралмаше, Синих Камнях, Широкой Речке, в Комсомольском, Пионерском, Сортировочном, Вокзальном (или Заречном) районах, а также в поселках Рудный и Исток.

Что думают екатеринбуржцы на сей счет, можно прочесть в социальных сетях. Не скрывают своей позиции и общественные деятели.

"Мое твердое убеждение как математика, как человека науки: у нас нет такого количества верующих. Зачем столько храмов? Их уже и так несколько в каждом районе. Храмы не должны быть как торговые центры в шаговой доступности, - убежден депутат Екатеринбургской гордумы Евгений Боровик. - Для связи с Богом истинно верующему человеку храмы не нужны. И когда число верующих не изменяется, а количество храмов растет, это, по меньшей мере, странно".

Народный избранник недоумевает и от формулы "20/20": "Почему именно 20? Почему не 23? К сожалению, у нас все происходит по принципу – к какой-то дате что-то сделать. Вместо того, чтобы постоянно что-то делать".

Особенно активно екатеринбуржцы протестуют против появления новых храмов в центре города. Наибольшее беспокойство вызывают намерения Епархии и городских властей отнять у горожан площадь Труда и построить там храм Святой Екатерины.

"Я бы еще понял, если бы Епархия занялась такими проектами, которые не вызовут общественный протест. Поэтому, на мой взгляд, храмы нужно либо восстанавливать, либо строить их там, где нет сложившейся градостроительной среды", - отметил председатель Свердловского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Олег Букин.

По мнению активиста, внимание нужно обратить на глубинку: в Свердловской области множество церквей, которые требуют восстановления, и логичнее было бы направить деньги туда, нежели застраивать религиозными сооружениями мегаполис.

"Если Епархия заботится о верующих, то она должна восстанавливать храмы там, где они уже есть, даже если в тех местах живет мало людей. Как говорил Христос, не нужно входить в широкие ворота, нужно входить в узкие. Если церковь хочет таким образом спасти людей – нужно все-таки стараться ловить человеческие души по отдельности, а не методом массовой постройки храмов в мегаполисах. Нужно уходить в глубинку. По моему глубокому убеждению, строительство новых храмов не нужно", - подчеркивает О.Букин.

Часть горожан, впрочем, не против появления религиозных сооружений, если для их строительства не потребуется нарушать привычную городскую среду. "У нас в городе 60% православных. Мне кажется, если есть потребность в храмах, пусть строят. Но я против того, чтобы храмы возводились в парках. Я против строительства кирхи в парке Блюхера, против строительства собора Святой Екатерины – он просто испортит архитектурный ансамбль", - отмечает активистка Светлана Абакумова.

Есть и те, кто активно поддерживает программу "20/20", противопоставляя храмы растущим как грибы торговым центрам. "Если не вдаваться в детали относительно количества храмов, я считаю, что их строительство намного лучше, чем строительство торговых центров. Сегодня кому-то из жителей Екатеринбурга кажется, что храмов у нас и так много, что они полупустые. Но если посмотреть на ситуацию в среднесрочной и дальнесрочной перспективе – не факт, что храмов окажется много. Наличие храма – это форма проповеди: когда молодой человек идет по городу и видит вместо казино храм. Поэтому я двумя руками поддерживаю строительство храмов, в том числе и кирхи на месте кладбища", - заявил депутат Екатеринбургской гордумы Олег Хабибуллин.

Храм храму рознь

Споры подогревает и последний громкий скандал, связанный с похоронным домом "Вознесение". Людей возмущает тот факт, что земельный участок несколько лет назад был выделен РПЦ под строительство храма. Однако вместо него появился ПД, руководство которого заблокировало доступ конкурирующих ритуальных служб к Бюро судмедэкспертизы. В результате в морг покойников пришлось доставлять с боем, покуда не вмешались прокуратура и мэрия, снявшие искусственную блокаду. Поэтому сейчас ряд екатеринбуржцев относятся с подозрением к выделению Епархии 20 земельных участков.

"По "Вознесению" ситуация вообще дикая. Это - подсудное дело! Есть статья – глумление над мертвыми. И эта ситуация должна стать примером, на который власть должна была отреагировать, - отмечает Е.Боровик. – А что касается выделенной сейчас земли, для меня показателен пример в Кировском районе. Там есть храм-часовня на пересечении улиц 40 лет ВЛКСМ - Бетонщиков. А вокруг него – платная стоянка. Вот так используется земля, выделенная РПЦ. Я не говорю, что везде так, но я допускаю, что возможны факты нецелевого использования земельных участков".

Его коллега-депутат Александр Косинцев также не исключает вероятность нецелевого использования земли. Однако при этом сетует, что екатеринбуржцы "стали слишком подозрительно ко всему относиться", и нужно проявить терпимость и доверие. "Если на деньги прихожан будет построен храм, значит, у людей есть потребность в этом", - уверен парламентарий.

Олег Букин также не исключает, что у выделенных участков может быть двойное назначение. В пример он приводит проект восстановления собора Святой Екатерины с подземной парковкой.

"Бог всех рассудит" – не слишком уместная формула для проекта "20/20". Не секрет, что рядом с РПЦ ходят-бродят предприимчивые дельцы. Кто-то из священнослужителей, как в случае с похоронным домом "Вознесение", оказывается под их чарами. И тут самое время вспомнить, что написано в Евангелии от Матфея: "И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников". Сможет ли Екатеринбургская Епархия в реализации своего знакового проекта неукоснительно следовать заветам Иисуса?

Наталья ТИМОФЕЕВА