Роза угольной печали

Почему не выполнено указание Путина?

В конце ноября челябинская прокуратура и Росприроднадзор начали проверку на Коркинском угольном разрезе. Поводом послужили жалобы жителей поселка Роза на качество атмосферного воздуха. В карьере не прекращаются пожары, удушливый дым от которых добирается даже до Челябинска, расположенного в 30 километрах.

Региональное министерство экологии оснований для паники не видит: большинство проводимых проверок не выявляют превышения содержания опасных веществ. Однако, как стало известно "Уралинформбюро", инициативная группа коркинцев передала в Администрацию президента России петицию с подписями 500 человек, в которой  обратила внимание Владимира Путина на то, что его поручение о переселении жителей Розы не выполнено. По их словам, выделенные деньги израсходованы, а половина обитателей поселка вынуждена ютиться в постройках 40-х годов с трещинами на потолках и стенах, образующихся от регулярных взрывов в карьере.

Добычу угля на Коркинском разрезе ведет ОАО "Челябинская угольная компания". В настоящее время ЧУК находится в стадии банкротства из-за долгов. По данным Уральского управления Ростехнадзора, лицензия на разработку карьера дана компании до 1 января 2018 года. После этой даты разрез будет ликвидирован и рекультивирован – правда, не очень скоро.

ЧУК объявила конкурс на проект рекультивации. "Насколько я знаю, никаких решений пока не принято, – сообщила "Уралинформбюро" пресс-секретарь министерства экологии Челябинской области Марина Александрова. – Нужно понять, что будет наиболее эффективно. И стоимость рекультивации будет оцениваться уже после того, как будет выбран какой-то проект. Но одно могу сказать: речь идет об очень больших суммах".

Ситуация осложняется тем, что на разрезе буйствуют пять пожаров на площади 690 квадратных метров. Возникают они регулярно "из-за технических особенностей добычи угля". Борьбу с ними ведет ЧУК, но не очень успешно. "Пожары возникли давно, очень сложны в тушении. Некоторые из них расположены в оползневой зоне, где особенно опасно и сложно работать", – пояснил руководитель противопожарной программы "Гринпис России" Григорий Куксин.

Он особо подчеркнул, что сил и средств ЧУК для тушения пожаров явно не хватает. А из-за особенностей атмосферных явлений в этой местности дым от пожаров в зимнее время сгущается и в Коркино, и в Челябинске. По мнению Куксина, это, безусловно, вредно для здоровья людей: дым содержит и угарный газ, и оксиды азота, и мелкие взвешенные частицы.

Следует отметить, что "Гринпис" предложил свою помощь в обследовании и тушении действующих угольных пожаров в Коркинском разрезе. Причем все работы готов провести за счет собственных средств. Однако пока руководство ЧУК никак не ответило на предложение экологов. "Без приглашения угольщиков, – подчеркнул Куксин, – мы  не хотим ехать и давать более развернутые комментарии, поскольку реально понять ситуацию можно только после замеров непосредственно в разрезе".

Эксперт добавил также, что негативные публикации в СМИ о работе компании могут привести к тому, что ЧУК попросту прекратит работы, и пожарами некому будет заниматься. Заместитель руководителя управления Росприроднадзора по Челябинской области Инна Субботина считает этот аргумент надуманным: "То, что компания – банкрот, не дает ей права уклоняться от выполнения требований безопасности. Даже если ЧУК решит проигнорировать их, то есть ведь надзорные инстанции и суд".

Член Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Госдумы РФ Максима Шингаркина тревожит не столько качество воздуха, сколько банкротство ЧУК. Ликвидация разреза означает, что в любой момент может появиться бесхозный объект федерального уровня, поскольку денег на его содержание, утверждает депутат,  в бюджете Челябинской области не предусмотрено ни в 2016, ни в 2017 годах. Помимо содержания средства нужны и на рекультивацию: по оценке экспертов, потребуется около 20 миллиардов рублей. Это огромные деньги даже для федерального бюджета.

Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской будет докладывать об этом в следующем году президенту России. Общественники же намерены рассказать Владимиру Путину о ситуации вокруг разреза на одном из мероприятий в ближайшее время. Этой историей уже заинтересовалась прокуратура. Если будет выявлено, что ЧУК обанкротилась преднамеренно, то менеджменту придется отвечать согласно Уголовному кодексу.

В этой связи Максима Шингаркина удивляет позиция губернатора Челябинской области Бориса Дубровского. Тот, по мнению депутата, ведет себя отстраненно. "Дубровский не находит двух слов, чтобы объяснить критическую ситуацию с крупнейшим объектом на его территории. Это, конечно, нонсенс. Видимо, губернатор не может реагировать, поскольку не знает, как это делать. Он же - металлург и горному делу не обучен. Видимо, дырка в земле размером с Коркинский разрез представляется ему чем-то выходящим за грань разума", - подчеркивает Шингаркин.

История с переселением жителей Розы Шингаркину кажется и вовсе криминальной. Жительница поселка Ольга Панина при личной встрече рассказала ему, что в 2012 году, за 10 дней до приезда туда Владимира Путина, шахту закрыли, чтобы скрыть загазованность. Однако президент заранее знал ситуацию и дал указание переселить жителей Розы. "Переселение произошло, – утверждает Панина, – но лишь наполовину. Власти Коркинского района, отчитавшись, тут же прекратили работу, а в ответ на пикеты жителей дали заключение, что отклонений от нормы не обнаружено".

При этом были израсходованы 4 миллиарда рублей (по подсчетам Шингаркина, по миллиону рублей на каждого жителя), выделенных областным и федеральным бюджетом.  Их с лихвой хватило бы на хоромы каждому переселенцу в окрестностях Копейска, но деньги потрачены, а люди остались в аварийной зоне. Депутат считает, что  был нарушен закон, поскольку бюджетные средства расходовали нецелевым образом. 

Деньги выделили сравнительно недавно, и поэтому их можно отследить: посмотреть порядок проведения конкурсов, движение средств, наличие признаков отмывания и т.д. Все до копеечки можно найти – было бы желание. Соответствующие указания, утверждает Максим Шингаркин, вскоре будут даны. "Рано или поздно все становится явным. Если скажут, что все нормально, буду инициировать новую проверку – уже тех, кто проверял. Не найдет прокуратура с первого раза – найдет с десятого.  Мы обязательно узнаем, куда делись деньги", - уверен он.

Наталья ТИМОФЕЕВА