Секретные биоматериалы

Зауральских ветеринаров.

В середине декабря 2015 года прокуратура Курганской области опубликовала шокирующие результаты проверки скотомогильников. Выяснилось, что 64% всех захоронений региона, то есть 89 скотомогильников, не соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям.

Как сообщили "Уралинформбюро" в пресс-службе областной прокуратуры, наиболее частые нарушения - отсутствие ограждения территории, обваловки, запорных устройств и навесов над биотермическими ямами. По мнению специалистов, из-за вышеперечисленных нарушений биологические отходы могут выйти на поверхность. Вспышка инфекционных заболеваний грозит 21 муниципалитету Зауралья.

За "скотское" отношение к работе прокуроры внесли представление начальнику управления ветеринарии региона Татьяне Сандаковой. Но выясняется, что устранять нарушения будут не раньше весны.

"Проверка у нас была в четвертом квартале 2015 года. Уже были снег и мороз. И сейчас еще нет возможности исследовать скотомогильники. К большинству из них сейчас попросту не подъехать: все они занесены снегом. Именно поэтому федеральным законодательством установлено, что скотомогильники осматриваются 2 раза в год – май, июнь, когда снег растает, или осенью, перед установлением снежного покрова", - прокомментировала "Уралинформбюро" Татьяна Сандакова.

Неторопливость в ведомстве объясняют тем, что реальной угрозы распространения инфекционных заболеваний в Зауралье нет. По словам Сандаковой, самых опасных сибиреязвенных захоронений, в которых на протяжении многих десятков лет сохраняются споры, в области всего 20. И никаких нарушений именно на этих объектах проверяющие не обнаружили. Такие скотомогильники на особом контроле. По весне там восстанавливается ограждение, посыпается хлоркой земля. Кроме того, ежегодно рядом с этими объектами берут на анализ почву. И в последние годы, как показали исследования, никаких опасных спор выделено не было.

Львиная доля нарушений касается закрытых, то есть уже не действующих захоронений колхозов и совхозов, которые в 90-е годы канули в лету. Скотомогильники, потерявшие хозяев, пришлось брать на баланс муниципалитетам. По словам Татьяны Сандаковой, так как ветучет не предоставляет никаких сведений о том, чем болели животные, захороненные в таких ямах, то и утверждать, что "могилы неизвестного скота" несут какую-то жуткую угрозу для ветеринарного благополучия, оснований нет. К таким захоронениям, по мнению Сандаковой, прокуроры предъявляют слишком уж жесткие требования.

"Дело в том, что это у нас ветеринарные правила четко не устанавливают порядок закрытия скотомогильников и правила их содержания. Единственное, что в законодательстве написано - на закрытом скотомогильнике должен быть сооружен земляной холм не менее чем полметра. Но в результате судебной практики родилось мнение, что захоронение еще и должно быть обнесено глухим забором. Ограждения селяне разбирают в течение недели, отсюда и нарушения. При этом скотомогильник закрыт холмиком, то есть в принципе оттуда все равно невозможен выход биологических отходов, а значит, и реальной угрозы нет", - уверяет Татьяна Сандакова.

В подтверждение своих слов главный ветинспектор региона приводит радужную статистику. Кроме бешенства, которое никак не связано со скотомогильниками, - его разносят лисы и собаки, опасных заболеваний в последние несколько лет в области не зарегистрировано.

Тем не менее не исключено, что "биологическое оружие" зауральских ветеринаров может выстрелить именно в этом году. Как рассказал "Уралинформбюро" декан факультета ветеринарной медицины УрГАУ Михаил Барашкин, проблемы с захоронениями обычно возникают по весне. А в этом году из-за многоснежной зимы ожидается большой объем талых воды, которые могут разнести заразу.

Пока жареный петух не клюнет, в Зауралье шевелиться не хотят. По сути, все полномочия по контролю за опасными объектами сейчас сосредоточены в руках специалистов областного Управления по ветеринарии. В управлениях Россельхознадзора и Росприроднадзора по Курганской области от скотомогильников открестились.

Не берутся за проблему и специалисты единственной в Зауралье экологической общественной организации "Чистая Земля". "Скотомогильники - это самая плохая из всех экологических проблем в области. Неизвестно, сколько эти бактерии могут в земле существовать. Потом эти загрязнения распространяются по воде, по воздуху", - прокомментировал "Уралинформбюро" руководитель организации Сергей Белякин.

Чтобы не превращать Зауралье в опасное кладбище домашнего скота, необходимо строить крематоры, уверены специалисты. Только, по словам Барашкова, удовольствие это не из дешевых, поэтому позволить себе его могут далеко не все.

Как считает Сандакова, крематор за 500 тысяч рублей вполне по силам купить предпринимателям. По ее словам, добросовестные бизнесмены именно так и поступают. Или сдают отходы на Ишимский утильзавод в Тюмени.

"Бизнес и производство сами определяют, что им интереснее в технологическом, логистическом, финансовом плане. Многие решили, что им удобнее пользоваться услугами Ишимского утильзавода, который заинтересован в сырье. Чтобы как-то оправдать свое существование, они собирают сырье не только у себя, но и в соседних регионах", - прокомментировала Сандакова.

В ближайшие годы строить собственный утильзавод в Курганской области вряд ли будут. Сырья региону точно не хватит, пока есть предприниматели, которые предпочитают рыть Зауралью могилу, по старинке закапывая биоотходы в землю.

Елена ПЛЮХИНА