По "Щучьему" наследию
Возникли вопросы.
Российским экологам поступило государственное задание: вскрыть все захоронения опасных отходов и оценить последствия вреда, наносимого ими окружающей среде. Проверке будет подвергнуто и хранилище битумно-солевых масс, образовавшихся после уничтожения химического оружия в Щучанском районе Курганской области.
Росприроднадзор утверждает, что объект "Щучье" негативного воздействия на экологию не оказывает. Однако многолетние наблюдения ученых выявили патологию у грызунов, обитающих в защитной зоне объекта. Природа ее не ясна, но исследования показали, что в битумно-солевых массах имеются водорастворимые компоненты, которые даже в небольших дозах смертельны для млекопитающих.
Обозреватель "Уралинформбюро" выяснил, что отходы утилизации зарина и зомана хранятся в герметичных металлических бочках, но в прессе неоднократно поднималась тема использования битумных масс в дорожном строительстве. Некоторые инженеры считают, что в малых дозах их можно добавлять в асфальт. Экологи-гигиенисты предостерегают от таких шагов: химические соединения сегодня трансформируются с устрашающей скоростью и не поддаются контролю.
Завод по уничтожению химического оружия в Курганской области начал работу в 2009 году. Щучье – это 300-тысячный город, который находится в 200 километрах от столицы Зауралья. К сентябрю 2015 года процесс детоксикации там был завершен. Всего, как сообщили "Уралинформбюро" в управлении Росприроднадзора по Курганской области, было утилизировано около 5,5 тысячи тонн отравляющих веществ. Малотоксичные реакционные отходы залили битумом, общая масса которых составила почти 23 тысячи тонн.
Бочки с битумно-солевыми массами поместили в железобетонные бункеры и засыпали сверху уплотненным грунтом. Помимо пяти подземных бункеров предусмотрены две карты (площадки) с твердым непроницаемым покрытием, обнесенные по периметру бетонным ограждением высотой около двух метров. На этих картах размещаются отходы III и IV классов опасности для окружающей среды. Сооружение разместилось на 15,6 гектара и способно вместить более 58 тысяч тонн отходов.
Государственный экологический контроль за утилизацией химоружия осуществляла Центральная экоаналитическая лаборатория Регионального центра по обеспечению государственного экологического контроля и мониторинга объекта по хранению и уничтожению химического оружия по Курганской области.
По прошествии десятилетнего исследования руководитель центра Татьяна Шингаренко заявила, что техногенного воздействия объекта на окружающую среду не выявлено. Это значит, что количество опасных загрязнителей (зарина, зомана, фосфора и т.д.) не превышает санитарно-гигиенические нормативы. Однако дьявол, как известно, кроется в деталях.
Продукты детоксикации отравляющих веществ, утверждают эксперты, при штатной ситуации попадают в окружающую среду в низких концентрациях, но их так много, что уследить за ними с помощью аналитической химии чрезвычайно сложно. Именно поэтому за защитной зоной объекта "Щучье" велся комплексный мониторинг. В частности, осуществлялось наблюдение за растительным и животным миром.
Исследования центра выявили патологию в крови у грызунов. Это свидетельствует об изменениях в иммунной сфере животных. Очевидно, что на последних воздействуют неблагоприятные факторы. Какие – пока что вопрос: нужно продолжать исследования.
Возможно, на работу антиоксидантной системы повлияла метилфосфоновая кислота, которая даже в очень малых количествах приводит к изменениям в организме. Она получается в результате трансформации фосфорорганических отравляющих веществ. Есть она и в битумно-солевых массах. Но как она могла попасть в окружающую среду?
Татьяна Шингаренко говорит, что технология детоксикации отравляющих веществ была хорошо продумана и четко соблюдалась. А вот доктор химических наук Лев Федоров заявил "Уралинформбюро", что при уничтожении химического оружия в России было нарушено все, что можно было нарушить: законы, правила, рекомендации. На утилизацию были выделены гигантские деньги, и примерно 10% от затрат каждый объект химоружия потратил на так называемые местные нужды. Поэтому в добросовестность всех причастных к уничтожению химического оружия Федоров не верит.
Общественных экологических организаций в Щучьем не осталось, и поэтому сказать достоверно, так ли надежно, как о том рассказывают контролирующие органы, хранятся битумно-солевые массы, не может никто. Между тем, как показали опыты, вода достаточно активно вымывает опасные компоненты из битумных солей, которые со временем накапливаются в водной среде в достаточно высоких концентрациях. Впрыскивание раствора грызунам привело к летальным исходам в 70% случаев. Все это навело некоторых сотрудников ГКУ "Экофонд" на мысль, что токсичность у битумных масс выше, чем предусмотрено третьим классом опасности.
Между тем еще в 2009 году специалисты начали думать над тем, где в хозяйстве можно использовать курганские отходы. Кто-то даже предложил пустить их на асфальтовое покрытие, и опасные соли, скорее всего, будут добавлять в небольших количествах в битумную смесь при строительстве дорог.
Есть претенденты и на производственные корпуса закрывшегося завода по уничтожению химического оружия. Инвесторы предлагают открыть тут сборочное либо перерабатывающее производство. До этого планируется провести за 685 миллионов бюджетных рублей дегазацию оборудования, конструкций и территории.
Расслабляться зауральцам не стоит. Татьяна Шингаренко предполагает, что метилфосфоновая кислота, которая изменила иммунную систему животных, могла попасть в воду и почву вовсе не с объекта "Щучье". Она как химическая составляющая присутствует во многих веществах: например, в моющих соединениях. Может она стать и следствием распада некоторых гербицидов (на основе глифосата), которыми обрабатывают поля вокруг объекта.
Как заявил недавно на конгрессе "Промышленная экология регионов" заместитель директора "НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени А.Н.Сысина" Николай Самутин, химические реакции в конце XX-го века вышли из-под контроля. Вещества, подвергаясь воздействию осадков, диффузии, гравитации и прочим явлениям, трансформируются самым неожиданным образом. Попадая в живой организм с водой, пищей или по воздуху, они модифицируются, что приводит к необратимым последствиям.
Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ