Железянский камень преткновения
Для губернатора Куйвашева.
В минувшее воскресенье в поселке Зюзельский (Полевской городской округ) прошел митинг. Жители вновь высказались против разработки Железянского месторождения щебня, расположенного вблизи населенного пункта. Митингующие потребовали от губернатора Свердловской области создать на месте будущего карьера особо охраняемую природную территорию. По их мнению, добыча камня разрушит привычный уклад жизни и нанесет непоправимый вред окружающей среде.
Эксперты им возражают: если правильно разрабатывать карьеры, то никакого вреда не будет. Жителей поселка, полагают они, напугали предприниматели, у которых есть свои экономические виды на прилегающую к месторождению территорию.
Жители Зюзельского протестуют против карьера уже два года. Они опасаются, что после взрывов могут прийти в негодность водозаборные скважины, а фундаменты домов пойдут трещинами. Им не хочется жить над пустотами и глотать карьерную пыль.
После длительных разбирательств председатель областного правительства Денис Паслер в августе 2014 года пообещал, что карьера не будет. Но история на том не закончилась. Владелец ООО "Железянский рудник" Гаджи Абдулкаримов попробовал через суд изменить границы лесного участка, что позволило бы ему проложить дорогу к карьеру и начать его осваивать, но проиграл администрации Полевского. Параллельно была приостановлена лицензия на ведение работ и аннулирован горноотводный акт.
Однако Абдулкаримов не сложил руки и разработал новый проект месторождения, на который вновь получил горноотводный акт. Приостановленная лицензия министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области так и не была отозвана, что позволило жителям поселка заподозрить чиновников в содействии бизнесу.
Председатель ТОС "Мое село" Александр Чистяков не может понять, почему власти так ухватились за Железянский рудник – по его расчетам, разработка карьера будет приносить лишь убытки. Статистика свидетельствует, что рентабельность щебеночного производства составляет 15-17% при наличии поблизости железной дороги. В Железянском нет не только дороги, но и электроэнергии, а Абдулкаримов не располагает ни техникой, ни сооружениями, ни кадрами.
Интерес к нерентабельному производству заставляет Чистякова подозревать, что щебень – лишь прикрытие. "В речках Железянка и Гремиха, которые берут тут начало, в старые времена добывали россыпное золото. Россыпь из ниоткуда не берется - только с рудного месторождения. Если в щебне никакой заинтересованности быть не может, то какой напрашивается вывод?" – делится своими догадками председатель ТОС.
Главный геолог ОАО "Уральская геолого-съемочная экспедиция" Татьяна Кривко пояснила, что там, где базальты или известняки, старателям делать нечего: это не золотообразующие породы. Если бы в Железянском существовало рудное золото, то речка Зюзелька была бы вся в россыпях. Крупицы драгоценного металла в ней встречаются, но проще пойти в банк и купить монету золотую, чем там мыть. "В том районе золотых объектов, представляющих промышленный интерес, пока что не найдено", – резюмирует эксперт.
Исполнительный директор Союза предприятий стройиндустрии Свердловской области Юрий Чумерин между тем утверждает, что полевской щебень представляет ценность сам по себе. В России всего два поставщика строительного камня – Урал и Северо-Запад. В Центральном и Поволжском регионах он не добывается, и поэтому Москва, например, завозила его с Украины. Сейчас, надо полагать, это сильно затруднено.
Ситуация усугубилась после введения новых строительных норм и правил, ужесточивших требования к твердости щебня. Сегодня, утверждает Чумерин, около 70% существующих карьеров выпускают щебень, не соответствующий требованиям СНиП. Подходящего камня настолько мало, что, к примеру, на строящуюся АЭС в Калининграде щебень везут из Швеции.
Нужной твердости камень залегает в зоне Полевского. Его настолько много, что при разработке ряда месторождений ценный материал можно было бы поставлять не только в Подмосковье, но и на экспорт. Но интересы строительной отрасли, очевидно, столкнулись с интересами местных деловых кругов.
Юрий Чумерин говорит, что кто-то захотел построить коттеджи недалеко от месторождения, а соседство карьера сильно понизило бы их ценность. Заложниками столкнувшихся интересов оказались жители Зюзельского: кого-то напугали взрывами, кому-то внушили, что не надо разрабатывать, а кто-то, возможно, надеялся получить отступные.
Ситуация в итоге зашла в тупик: от Абдулкаримова ждали, что он разовьет инфраструктуру Полевского городского округа, на основе которой можно будет строить другой бизнес, а он написал в договоре о социальном сотрудничестве с администрацией Полевского только общие фразы. Глава округа Александр Ковалев подписывать его отказался.
Александр Чистяков говорит, что люди настроены решительно и будут блокировать дороги, если кто-то начнет работы. В распространенной в поселке анкете им сообщили, что рудник принимает на себя обязательства по строительству дорог, обеспечению питьевой водой и трудоустройству населения. Жители Зюзельского полагают, что ничего этого не будет, потому что мэрия не может договориться с Абдулкаримовым, как в свое время не смогла договориться с немцами, которые предложили разработать месторождение с помощью современных технологий. Проблема вышла на уровень губернатора Евгения Куйвашева.
Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ