Экономика против Будды

Почему качканарцы не поддерживают "буддийский туризм"

Гора Качканар не единожды привлекала приверженцев религиозных течений. Одними из последних, помимо буддистов Санникова, стали последователи Александра Дадашева. В конце 90-х тому якобы явилась Пресвятая Богородица, в числе наказов которой для возрождения России необходимо было установить храм в высшей точке города Качканар.

"Чудесная" история попала на благодатную почву кризисных лет. Однако вскоре в движении Дадашева произошел раскол, и его бывший бухгалтер Вера Кочетова сформировала свою религиозную организацию.

Оба течения называли себя православными, но так и не были признаны официальной церковью. Это, однако, не помешало Кочетовой начать стройку на горе Качканар – в 2012 году на месте будущего храма появился крест, схожий с православным. Одним из стремлений псевдохристиан было изгнать с горы буддистов, община которых существовала уже добрых полтора десятка лет.

"Ему Матерь Божья явилась и сказала о высокой точке Качканара… А там дракон! Поклоняются дракону, понимаете?! Чтоб дракон пробудился из ада – это буддисты дракону поклоняются… Буддистов нам было велено стирать с лица земли вообще", - заявляла тогда одна из последовательниц Веры Кочетовой.

Религиозного столкновения так и не произошло – "сектанты", как их окрестили горожане, пропали бесследно так же неожиданно, как появились. По мнению источников "Уралинформбюро", планам псевдохристиан помешал недостаток финансов.

Тем не менее, значимость горы Качканар как духовного объекта оказалась подкреплена. Высокой энергетикой территорий чаще всего объясняют свое нежелание покидать насиженное место и монахи Шад Тчуп Линг.

Ванадиевый Будда

Главным претендентом на рудное месторождение горы Качканар был и остается местный горно-обогатительный комбинат. Именно залежи железных руд с высоким содержанием ванадия в недрах горы послужили причиной возведения самого города в 50-х годах прошлого века. Значительная часть земель, в том числе и те, на которых расположен монастырь, содержат полезные ископаемые и по закону не пригодны для заселения. Притязания общины на занятые территории поэтому и не могут быть подкреплены документально.

Пока КГОК разрабатывает Гусевогорское месторождение, но, по прогнозам экспертов, уже следующему поколению горняков этих залежей станет недостаточно для обеспечения стабильной работы предприятия.

По словам нынешнего управляющего директора комбината Владислава Жукова, план разработки собственно-качканарского месторождения (СКМ) готов, как только будут пройдены все необходимые экспертизы, будут начаты полевые работы.

Можно предполагать, что из-за оттянутости по времени буддисты усидят на горе Качканар еще какое-то время. Комбинат по-джентльменски даже предложил оказать помощь в переезде на одну из соседних гор.

При этом в Интернете можно найти огромное количество призывов оставить монастырь на прежнем месте. На одной из площадок гражданских инициатив соответствующая петиция собрала более 6000 голосов. Вот только расценивать ее как волеизъявление качканарцев совсем нельзя – большинство подписей и сообщений "прилетели" из других городов и регионов России. От людей, не проживающих в Качканаре и не знакомых с экономическими реалиями моногорода.

Туризм без инфраструктуры

Скандал вокруг возможного сноса монастыря Шад Тчуп Линг сыграл на руку жителям общины. Его популярность резко возросла и, соответственно, увеличилась посещаемость туристами. В марте 2016 года монастырь внесли в список достопримечательностей Среднего Урала. Но с одной оговоркой.

По мнению директора свердловского Центра развития туризма Эльмиры Тукановой, хотя постройки монастыря привлекательны для путешественников, назвать их сейчас готовым туристическим объектом нельзя – нужны инвестиционные вливания в развитие инфраструктуры.

Тут нельзя не вспомнить о другом амбициозном проекте туристической направленности, который на деле оказался "пшиком" - горнолыжном курорте международного уровня на горе Качканар.

В 2009 году тогда еще кандидат в мэры, а теперь глава города Сергей Набоких активно рекламировал создание горнолыжного кластера на одной из высочайших вершин Среднего Урала. Идея обсуждалась на уровне правительства Свердловской области, но так и не была реализована – во многом из-за недостатка инвестиций. Не был просчитан и экологический урон для местного водоема, о чем не раз заявлял один из главных качканарских защитников окружающей среды, председатель гордумы Геннадий Русских.

Проект горнолыжного курорта не смог составить достойной альтернативы градообразующему предприятию и лишить город Качканар сомнительной приставки "моно".

Экономическая утопия для города

Само по себе звание "моногород" раздражает многих жителей Качканара. Активную поддержку населения получит именно тот проект, который выведет город из числа муниципалитетов с одним градообразующим предприятием. Но может ли стать таковым буддийский монастырь Шад Тчуп Линг?

Для качканарцев община последователей Будды всегда был приятной диковинкой на горе, но в качестве туристического объекта, который сможет обеспечивать существование города, не рассматривается даже сейчас. Ведь возросшее число посетителей общины не приносит доходов в дефицитный муниципальный бюджет.

С другой стороны, комбинат обеспечивает рабочими местами и приносит в муниципальную казну доходы. И пусть методы управления предприятием не всегда устраивают горожан, реальная ситуация заставляет большинство в этом споре склоняться на сторону КГОКа, о чем свидетельствуют многочисленные опросы, проведенные местными журналистами.

"Конечно, сам монастырь можно назвать культурным наследием, которым мы должны гордиться, и беречь его, но ситуация, к сожалению, сложилась не в пользу буддистов, - рассказывает выпускающий редактор качканарской радиостанции "Мастер FM" Инна Урман. - Мне, как и многим жителям города, жаль буддистов чисто по-человечески. Много лет они создавали, обустраивали свой быт, а теперь им придется покинуть это место".

По мнению собеседницы агентства, реализовать творческий потенциал монастыря Шад Тчуп Линг могли бы помочь городские власти, но подходящий момент упущен.

"Необходимо было, чтобы городские власти заинтересовались этим вопросом, как только община образовалась, а не спустя несколько десятков лет, когда началась "земельная дележка". В этом вопросе руководство города упустило момент. И если смотреть на примере строительства горнолыжного курорта, который наш мэр пообещал еще в 2009 году, идея создания туристической зоны на горе Качканар становится утопией".

Антон ЗАБЕГАЕВ