Сибирскую язву побороли всем миром

Оленеводы возвращаются домой.

Ямал этим летом столкнулся с опаснейшей в мире инфекцией. Казалось бы, сибирская язва, вспышка которой отмечалась там 75 лет назад, оставила северный регион в покое. Однако державшаяся в округе более месяца дикая жара оживила дремлющие в вечной мерзлоте споры.

Погибло свыше 2 000 оленей, из обжитых стойбищ очага и округи было выведено 160 семей тундровиков.

Перед специалистами встала задача не пропустить заразу дальше в Арктику и защитить человека и природу.

Сколько и каких усилий потрачено на борьбу с инфекцией, как не дать ей вспыхнуть с новой силой, корреспонденту "Уралинформбюро" рассказывают представители руководства региона, эксперты и участники уникальной операции по зачистке территории и спасению населения Ямала.

С первых дней всю ответственность за решения по ликвидации эпидемии, лечению и эвакуации семей тундровиков взял на себя глава ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

Ему вместе с медиками и эпидемиологами нужно было не только просчитывать каждый шаг борьбы с инфекцией, но и предотвращать панические настроения среди жителей.

"Берегите себя, тщательно выполняйте рекомендации врачей, чтобы не дать инфекции ни единого шанса. Мы победим эту заразу!" - ежедневно твердил губернатор, обращаясь к землякам.

После ввода 25 июля в Ямальском районе карантина стало понятно, что своими силами региону справиться с Bacillus anthracis не удастся. Тогда губернатор в оперативном порядке доложил обстановку премьеру Дмитрию Медведеву и обсудил план действий на совещании с министром обороны Сергеем Шойгу.

"Такую операцию по зачистке территории падежа оленей в арктической тундре, на таком отдалении от населенных пунктов мы проводим, наверное, первыми в мире. Поэтому нам важна помощь и поддержка профессионалов из Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Минздрава, Минобороны, МЧС, других структур", - констатировал Кобылкин.

По его словам, специалистам предстояло решить три непростых задачи. Во-первых, провести тотальное обследование и вакцинацию, а при необходимости лечение всех эвакуированных из зоны инфекции оленеводов, включая детей. Во-вторых, привить здоровое стадо и подготовить чистую территорию, создав на ней традиционный уклад быта тундровиков.

Третьей архисложной задачей стала зачистка территории, включающая уничтожение трупов животных и других объектов "красной зоны".

Прибывшие в Салехард чиновники первого ранга из федерального Минздрава и Роспотребнадзора РФ убедились, что оперативная работа ведется комплексно, последовательно и в полном объеме.

"Достаточный запас и вакцины, и антибиотиков, проводятся необходимые профилактические и превентивные меры, риска для населения Ямала и смежных регионов нет", - отметила главный государственный санитарный врач России Анна Попова.

По словам главного эпидемиолога ЯНАО Людмилы Воловой, медработники тщательно проверяют каждого прибывшего из очага инфекции.

"Во всех точках, где есть оленеводы, находятся медицинские работники, которые осуществляют ежедневное наблюдение за людьми с двукратным измерением температуры, контролем лимфоузлов и проведением химиопрофилактики", - доложила она.

С выбранным курсом борьбы с инфекцией согласилась и главный инфекционист Минздрава РФ Ирина Шестакова: "Есть абсолютно полное понимание, что это такое, что нужно сделать и как это прекратить. Считаю, что бояться абсолютно нечего".

Свою оценку произошедшему дала и министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. Она отметила верно подобранные методы превентивного лечения и вакцинации госпитализированных, а также работу направленных в зону инфекции российских военных.

"Нам доложили о начавшемся уничтожении трупов оленей. Это делается с перепроверкой, которая подтверждает, что после выполненных действий возбудителя заболевания не остаётся", - сказала Скворцова.

Глава Минздрава лично побывала в очаге заражения, где с 1 августа ведется полномасштабная операция по зачистке зараженной территории. В ней задействованы 280 ликвидаторов, вооруженных современной техникой, включая новейший комплекс аэрозольной дезинфекции "Орлан".

"Для уничтожения погибших животных используем так называемый двойной метод. Он включает сжигание трупов высокотемпературным полем – это напрочь уничтожает сибирскую язву. Затем проводим дезинфекцию хлорной известью", - поделился начальник войск РХБЗ ЦВО генерал-майор Валерий Васильев, координирующий работу военных на Ямале.

Свою лепту в борьбу с инфекцией вносят и ветеринарные службы. Силами 46 специалистов Ямала и соседних территорий привито более 90 000 оленей.

"Завершаем вакцинацию стада в Ямальском районе, начали в Тазовском, после чего перейдем в соседний Приуральский район", - заверил директор департамента ветеринарии Минсельхоза РФ Владимир Шевкопляс.

Он добавил, что успешной ликвидации очага инфекции во многом способствуют действия руководителя региона и оперативное выделение округом необходимых средств.

"Благодаря слаженной работе штаба под руководством губернатора согласованно работают все задействованные в операции структуры", -отметил Шевкопляс.

По его словам, в ЯНАО поставлен заслон проникновению в легальную торговлю зараженной оленины.

"С 25 июля наложен запрет на выдачу ветеринарно-сопроводительных документов на оленину с территории округа", - подтвердил ветврач.

Он и другие участники не сомневаются, что вложенные в борьбу с инфекцией силы и средства позволят в короткие сроки решить проблему нарушенного уклада кочевников, для которых в чистом районе обустраивается новое стойбище. На эти цели из окружной казны выделено 90 миллионов рублей.

Первые 27 пролеченных тундровиков отправились домой. К выписке готовят новых пациентов.

57 человек долечиваются в Салехардской ОКБ. Опасный диагноз у большинства кочевников не подтвердился.

Стоит отметить, что встревоженные вспышкой инфекции соседние регионы усилили внимание к имеющимся на территории скотомогильникам.

В департаменте ветеринарии Свердловской области "Уралинформбюро" пояснили, что в регионе зарегистрировано 72 сибиреязвенных захоронения, при этом многие в реестре не значатся. По специальной госпрограмме их приводят в порядок: ограждают и окружают саркофагами, роют траншеи по периметру.

В Тюменской области насчитали 234 потенциально опасных объекта. Специалисты утверждают, что все они должным образом огорожены и находятся под пристальным контролем.

На Южном Урале официально значится 17 зараженных могильников. По словам ветврачей, инвентаризация захоронений началась еще до возникновения очага инфекции в ЯНАО. Работы включают исследования почвенных проб и продлятся до конца года.

Руководство самого близкого соседа Ямала - Ханты-Мансийского автономного округа приняло решение о проведении вакцинации против сибирской язвы населения пограничных территорий.

Все поголовье оленей, а это 38 500 животных, было вакцинировано ранее, поэтому прямой опасности заражения стада нет.

"От Ямальского района до ближайших территорий, где находятся оленеводы Югры, более 600 километров. Вдобавок там есть водная преграда, и олени с Ямала могут попасть на нашу территорию только в зимнюю пору по льду", - пояснил директор департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Югры Евгений Платонов.

Однако упреждающие меры, по словам чиновника, все же должны быть реализованы, поэтому всем главам муниципальных образований направлены письма с указанием конкретных действий. Местным властям поручено собрать информацию о количестве поголовья, местоположении и передвижении оленей, а также о тех, кто занимается разведением животных.

"Это необходимо, чтобы подготовить нужное количество вакцины для тех, кто работает с животными и еще не привит от сибирской язвы", - пояснили в окружном управлении Роспотребнадзора.