Маршрут в хаос

На три года.

"Маршрутная диета", на которую специалисты фонда "Город.Pro" хотят посадить Екатеринбург, вызвала бурю негодования среди горожан и экспертов. Корреспондент "Уралинформбюро" собрал мнения специалистов и попытался разобраться, к чему приведут кардинальные изменения в сфере транспорта.

Согласно отчету разработчиков программы "Новая маршрутная сеть общественного транспорта Екатеринбурга", количество маршрутов в уральской столице за три года должно быть сокращено вполовину - со 128 до 58. Они станут короче, а значит, горожанам придется привыкать к пересадкам. При этом количество подвижного состава уменьшать не планируется. Таким образом, время ожидания на остановках должно сократиться с 15-20 минут до 5-7. Это - главный плюс.

Схема маршрутов станет более простой и понятной для пассажиров. Что якобы позволит переманить их из собственных автомобилей в общественный транспорт.

А чтобы екатеринбуржцам не пришлось переплачивать за "прыганье" из автобусов в трамваи и обратно, систему оплаты также поменяют. Правда, какой именно она будет - разработчики пока сказать не готовы.

Горожане видят картину в менее радужных красках. Они уверены, что революционные планы неизбежно приведут к неразберихе на дорогах, за проезд придется переплачивать, а о пересадках в 30-градусные морозы даже слушать не хотят.

Михаил Якимов, возглавляющий пермскую компанию "Радар", согласен с тем, что грядущие изменения будут для населения большим стрессом. По его словам, в Томске был опыт, когда количество маршрутов пытались сократить, но не вполовину, а всего лишь на 25%. И авторы идеи столкнулись с серьезным протестом со стороны перевозчиков и пассажиров. Сейчас разрабатывается аналогичный проект для Йошкар-Олы: там планируется уменьшить число маршрутов на 20%.

"Когда мы в первый раз в Томске начали проводить по районам публичные слушания, были привлечены полиция, охрана. Иначе бы меня лично стерли в порошок. Пришли перевозчики, у которых должен был поменяться тип подвижного состава, они теряли рынок. В итоге мы провели во всех районах публичные слушания, а потом в течение 2 месяцев нам пришлось откатывать назад: мы остановились на сокращении количества маршрутов на 15%. Сейчас схема работает", - сообщил "Уралинформбюро" Якимов.

Саму идею оптимизации маршрутной сети эксперт считает абсолютно правильной. Но делать это необходимо не так резко: число маршрутов должно сокращаться постепенно - не более чем на 20% за 4-5 лет.

О комфортном и удобном переходе на новую маршрутную схему должны позаботиться местные чиновники, убежден эксперт Центра исследований транспортных систем мегаполисов НИИ ВШЭ (Москва) Александр Рыжков. По его словам, громоздкое маршрутное наследие досталось уральской столице от советской эпохи. Тогда упор делался на то, чтобы маршрутов было как можно больше, и пассажир мог добраться из любого района с наименьшим числом пересадок. Пересадочность должна была составлять не более 10-20%. Европейская практика предполагает, напротив, минимум маршрутов, которые должны быть интегрированы друг с другом. Именно в этом направлении сейчас и меняется весь мир.

После небольшой неразберихи маршрутная сеть Екатеринбурга будет более удобной и понятной, уверен эксперт. Повысится популярность общественного транспорта, а значит, сократятся убытки перевозчиков-муниципальных предприятий.

Если Екатеринбургу удастся реализовать смелые планы, то он будет первым городом страны, который смог провести такую революцию в сфере транспорта. "Похожие документы разрабатывались для многих городов России, но либо изменения были несущественные, либо власти их не реализовывали. В Екатеринбурге ситуация кардинально отличается: документ публичный, он выложен в Интернет и с ним может ознакомиться любой желающий. В других городах это были документы очень технические, которые на публику не выносились. Администрации их получали, но в итоге ничего не реализовывали. Сложно сказать - почему. Скорее всего, потому что для этого необходимо было многое поменять, в частности, систему оплаты", - заявил Александр Рыжков.

Он считает, что самый оптимальный вариант системы проезда при существующих пробках - не покилометровая и почасовая оплата, а дешевый единый билет на месяц. По стоимости он должен равняться 30-40 поездкам.

Специалисты ООО "Транспортная интеграция" (Санкт-Петербург), которые занимаются разработкой транспортной модели на период Чемпионата мира по футболу в 2018 году и которые также заявлялись на конкурс для составления маршрутной схемы наряду с "Город.Pro", в целом поддерживают идею оптимизации маршрутов. После утверждения проекта они внесут в готовящуюся ими транспортную модель все предложения по модификации сети в качестве исходных данных.

Однако убедиться в том, что план коллег в полной мере заработает, в "Транспортной интеграции" смогут только после детального ознакомления с расчетной частью работы.

Камень в адрес "Город.Pro" бросает и Михаил Якимов. По его словам, предметная часть работы была сформулирована поверхностно.

"В таких работах необходимо в качестве конечного результата представить помаршрутно спецификацию всей новой маршрутной сети: это необходимое количество подвижного состава, необходимый интервал движения, выручка с единицы подвижного состава, общий пассажиропоток на маршруте в час пик и в сутки. В данном случае ничего вышеперечисленного представлено не было. Поэтому сложно обсуждать экономическую целесообразность такой модернизации", - отмечает Якимов.

Его смутило и то, что конкурс на разработку схемы объявляла не администрация мегаполиса, а ЕМУП "Трамвайно-троллейбусное управление". Это не совсем корректно, учитывая, что на рынке работают также МОАП и коммерческие перевозчики.

Якимов убежден, что цель работы, которая, кстати, обошлась казне в 8,1 миллиона рублей, больше не прикладная, а общеобразовательная. Она задает некий концепт - подход к оптимизации маршрутной сети. Но на основе этого документа в итоге придется составлять еще один, более детальный план.

Елена ПЛЮХИНА