Минтранс Прикамья не удержал руль

Пострадали "крайние".

Перевозчики Прикамья каждый день проезжают между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, региональный минтранс не выдает им свидетельств на осуществление перевозок, а с другой - Ространснадзор штрафует за отсутствие этих самых документов. За вынужденных работать в невыносимых условиях транспортников заступились прокуроры и уполномоченный по защите прав предпринимателей Прикамья Вячеслав Белов. Однако с мертвой точки вопрос так и не сдвинулся.

Противостояние между властями и перевозчиками началось в июле 2016 года - после того, как минтранс, следуя вступившему в силу федеральному закону №220, составил реестр регулируемых и нерегулируемых маршрутов. Всех межмуниципальных автобусников, которые ранее никогда не регулировались властями, почему-то отнесли к нерегулируемым. При этом чиновники забыли утвердить для них тарифы и предусмотреть дотации на перевозку льготников.

После составления реестра, как и положено по новому закону, был объявлен конкурс на осуществление перевозок. К составлению документации для тендера госслужащие тоже подошли своеобразно. То ли они не разобрались с количеством перевозчиков на рынке, то ли решили вставить им палки в колеса. Авторы тендера разделили региональную сеть из 285 маршрутов всего на 6 лотов, в каждом из которых было предусмотрено от 22 до 66 маршрутов. При этом на данный момент в Прикамье работают более 220 предпринимателей и еще несколько муниципальных автопредприятий. Таким образом, чтобы заявиться на конкурс, многим участникам необходимо было потратить несколько миллионов рублей на расширение автопарка. И многие из тех, кто много лет добросовестно работал на рынке, оказались отрезаны от торгов.

"Они составили лоты, которые предусматривали более 100 автобусов. Для кого они это делали? У нас таких перевозчиков нет", - жалуется "Уралинформбюро" предприниматель Рафик Гимадиев.

При этом, по словам перевозчиков, некоторые объединенные лоты включали в себя маршруты, совершенно не связанные друг с другом географически. Браться за них перевозчиком было бы попросту неудобно.

Несмотря на все недостатки, необходимость конкурса транспортники все же признают. "Раньше вообще плохо рынок регулировался. Просто выдавались паспорта. Получивший паспорт мог работать на маршруте. И тот, кто не получал паспорт, тоже работал. Закон №220 должен как раз упорядочить это хозяйство", - признается директор Добрянского АТП Виктор Гонцов.

По мнению перевозчиков, в идеале реализовать ФЗ №220 в крае нужно было следующим образом: выдать большинству межмуниципальных транспортников свидетельства на осуществление перевозок по нерегулируемым тарифам, а для остальных провести конкурсы по принципу "один лот - один маршрут", как это было в Перми.

В итоге бизнесмены обратились в УФАС Прикамья, и ведомство в начале августа признало торги незаконными. Конкурс приостановили до окончания разбирательства в Арбитражном суде региона. Сейчас, по данным официального сайта суда, на рассмотрении находится 13 исков от перевозчиков.

Но даже после приостановки конкурса легче дышать предпринимателям не стало. В отличие от минтранса, сотрудники Ространснадзора, не "проспали" федеральный закон и тут же начали штрафовать бизнесменов за отсутствие разрешительных документов - по 5 тысяч рублей.

В итоге за транспортников вступился уполномоченный по защите прав предпринимателей Вячеслав Белов. Он сообщил "Уралинформбюро", что уже получил 25 жалоб от перевозчиков. "Что касается самого конкурса, то разбирательства идут в суде. Нам было важно разобраться в ситуации с невыдачей карт маршрутов и свидетельств. Мы организовали круглый стол, на котором рекомендовали минтрансу все-таки выдать временные свидетельства до проведения конкурса. Но договоренности достигнуть не удалось. Сошлись на том, что минтранс выдаст отказы в предоставлении свидетельств, и на этом основании Ространснадзор не будет штрафовать перевозчиков", - подчеркнул он.

Между тем, несмотря на договоренность, на сегодняшний день ни одному предпринимателю данный документ так и не выдан.

Свою проверку провела и региональная прокуратура. Накануне она направила минтрансу предписание об устранении нарушений в составлении конкурсной документации и невыдаче свидетельств. Возможно, страх наказания наконец-то заставит пермских чиновников взяться "за руль".

Елена ПЛЮХИНА

Актуальное