Екатеринбург сродни осколку прошлого

Под пятой девелоперов.

Екатеринбург необходимо превращать в пешеходный город – считают архитекторы и транспортные аналитики. Участники прошедшего недавно в столице Урала международного строительного форума открыто говорили, что время автомобиля ушло: машины физически не помещаются в городе.

По мнению экспертов, эпоха адаптации к автомобилю обошла Екатеринбург стороной (как, впрочем, и все российские города), а потому ставку власти мегаполиса должны делать на развитие общественного транспорта и создание интересной и комфортной среды для пешеходов.

Но, как выяснил обозреватель "Уралинформбюро", изменить вектор развития вряд ли удастся, пока главной движущей силой преображения города являются коммерческие интересы девелоперов.

Архитектор Владимир Злоказов утверждает, что когда сегодня речь заходит об улучшении условий для общественного транспорта либо для пешеходов, сразу же задается вопрос: "А не пострадают ли от этого автомобилисты?" Если возникает хоть малейшее подозрение на это, проект тотчас "зарубают".

Автомобилецентризм на уровне землепользования и застройки, оборачивающийся вторжением паркингов, глухих стен, заборов, электрощитовых и прочих технических сооружений в общественное пространство улиц, разрушает пешеходную среду города. Между тем, как считает Злоказов, Екатеринбург никогда не станет автомобильным городом, поскольку у него нет для этого исходных данных. Да и не только у него: Россия, утверждает директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин, по части дорожной сети находится на уровне Африки.

Нормативы предписывают до трети городской площади отдавать под улицы и дороги – в реальности у нас получается меньше 10%. Почему так? Да потому, объясняет Блинкин, что строительные нормы и правила в Советском Союзе принимались в то время, когда на тысячу жителей приходилось всего 60 автомобилей. Проектировщикам при планировании городов предлагалось исходить из расчета 180 автомобилей на тысячу жителей – в Екатеринбурге же сегодня машина имеется у каждого второго горожанина.

Михаил Блинкин говорит, что раньше он ругался с архитекторами, предлагавшими "убрать с пьедестала" автомобиль, а сейчас соглашается с ними, что в городе он не главный. Мир это уже понял: в Милане падает количество автомобилей на тысячу жителей, а в США – пока что их суммарный пробег, который непрерывно рос с 1908 года. Век Форда кончился.

Изменение транспортной стратегии, полагают проектировщики, позволит кардинально преобразить облик города. Кандидат архитектуры Александр Бурцев в рамках проведенного городской администрацией опроса "100 мыслей о Екатеринбурге" заявил, что надо восстановить исторический облик района Царского моста, где уникальная застройка XIX–XX веков ещё доминирует, реанимировать и вывести на поверхность речки Мельковка и Малаховка, реализовать давнюю мечту архитекторов о зеленом коридоре вдоль Исети.

Руководитель Центра прикладной урбанистики при Московской высшей школе социальных и экономических наук Святослав Мурунов считает, что у Екатеринбурга имеется интеллектуальный и финансовый ресурс для создания умной городской среды – и он даже пытается сделать в архитектуре что-то свое, но у него получается плохо, потому что главный субъект развития города – строительный бизнес. Девелоперы мыслят материально, поэтому век автомобиля закончился, а век человека даже не начался. Городского человека, убежден Мурунов, необходимо создавать заново в ходе дискуссий про смыслы, а не про деньги.

Ведущий архитектор АБ "Гордеев и Демидов" Борис Демидов считает, что мы забыли, как обращаться с фактурой камня, дерева, металла на общегородском уровне, хотя и имеем прекрасных мастеров. В екатеринбургских музеях и мастерских, утверждает он, есть современные скульптуры европейского уровня, место которых – в городском экстерьере. Мы же наблюдаем обратный процесс: например, великолепные барельефы на Свердловском драматическом театре изъяли из культурного пространства и "похоронили" за тонированным стеклом.

"Вместо того, чтобы научиться понимать место нашего города в современном мире, динамику и вектор развития, искать новые формы и смыслы городской среды, мы, судя по разгулу суррогатной классики и просто дурного вкуса, за уши тянем город в несвойственное ему провинциальное убогое прошлое. Но я не хочу жить в городе, похожем на "осколок прошлого, застрявший в настоящем", – говорит Демидов.

Владимир ТЕРЛЕЦКИЙ

Актуальное