Господи, помоги талантливому учиться

Портрет СПО в интерьере рынка.

Еще не так давно вера в то, что диплом о высшем образовании является залогом успеха в жизни, гуляла в мозгах тинейджеров и их родителей. Десятки частных полуподвальных вузов России сделали на этом неплохие деньги и существенно девальвировали высшее образование.

В итоге на федеральном уровне схватились за голову и стали пропалывать вузовский чертополох. К счастью, в общественном сознании тоже произошел перелом. Для того, чтобы работать в магазине сотовой связи, не нужны "корочки" института туризма, а вот с дипломом кулинарного техникума можно устроиться на кухню популярного ресторана.

Эксперты отмечают рост популярности среднего профессионального образования (СПО) – того, что раньше называлось средним специальным. "Качественные" выпускники 9-х классов массово пошли в колледжи и техникумы. Что случилось, выясняли корреспонденты "Уралинформбюро".

Реинкарнация ПТУ

"После окончания 11-ти классов большинство выбирает университеты. Ментальность наша такова: высшее образование мы воспринимаем, как "социальный лифт", а не как реальную возможность получить профессию или специальность в соответствии со своими интересами, наклонностями и возможностями, – считает начальник отдела профессионального образования и государственного задания Министерства образования Свердловской области Альберт Шавалиев. – К примеру, в странах, где частная собственность существует давно, родители передают детям свой бизнес. И детям достаточно образования, соответствующего российскому среднему профессиональному образованию, получать высшее им и не нужно. Наши люди идут в вузы, с надеждой открыть свое дело, потому что перенимать бизнес не от кого".

С наступлением в России эпохи рыночной экономики желающих "работать на дядю" поубавилось. Тем более у токарного или ткацкого станка.

"В 90-е годы про среднее специальное образование забыли. Нам в Москве тогда так и сказали: "Готовьте кого хотите, только денег не просите", – вспоминает Анатолий Шестаков, преподаватель и руководитель отдела технического развития Уральского радиотехнического колледжа им. А.С. Попова.

Когда в ХХI-м столетии выяснилось, что не хватает представителей рабочих специальностей, власти бросили средства на различные программы поддержи талантливой молодежи, всероссийские олимпиады по техническим специальностям.

В итоге, в 2017 году желающих попасть в Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова было вдвое больше обычного. В этом году там ждут аналогичной картины.

Под запросы экономики и установки федеральных властей «подтягивается» и региональное министерство образования. Если в 2016 году в сети среднего профессионального образования было 17 тысяч бюджетных мест, то в планах на 2018-м уже 20,5 тысяч.

"Прошел пик стремления родителей отдать детей именно в вузы. Резко выросло число специалистов с вузовской подготовкой, а ее качество, на мой взгляд, снизилось. После получения диплома многие не находили для себя хороших мест работы. Осознание этого шло несколько лет", – считает директор Уральского колледжа технологий и предпринимательства Николай Доронин.

С ним согласна и директор Уральского радиотехнического колледжа им А.С. Попова Любовь Самсонова: "Появился интерес у родителей (к среднему профессиональному образованию – прим.ред.). Четыре года – и профессия, зарплата, да и в вузы поступить можно без ЕГЭ. Внутренние вступительные экзамены в вуз сдать гораздо легче".

Конкуренция у входа в техникум или колледж привела к тому, что туда теперь приходят "подготовленные" абитуриенты. Среди них растет число "хорошистов" и отличников, а также школяров с дополнительным образованием – художественной или технической школой. И мало кто из них знает, как в советские времена иронично толковали аббревиатуру ГПТУ – господи, помоги тупому учиться.

Погоня за реалиями

Федеральное министерство труда в 2015 году определило перечень 50 самых востребованных профессий на ближайшее время. На основании этого были разработаны 44 федеральных образовательных стандарта.

"Сейчас учреждения СПО в Свердловской области лицензируют образовательные программы под новые стандарты. Государственная программа по развитию системы образования Свердловской области до 2024 года предусматривает финансирование материально-технической базы учреждений. В последнее время средства в первую очередь направляются в образовательные организации, где создаются специализированные центры компетенций под международные стандарты World Skills", – рассказывает Альберт Шавалиев.

Принципиальное отличие техникума или колледжа от вуза – значительно больший объем практики. Если будущая профессии звучит "Мастер отделочных строительных работ", значит, студент не один час простоит у стены, укладывая плитку. Будущий мастер столярного и мебельного производства будет упражняться с рубанком, а автомеханик – в учебной автомастерской. Для этого нужна серьезная техническая база.

Корреспонденты "Уралинформбюро" понаблюдали за студентами первого курса плиточников Уральского колледжа технологий и предпринимательства. Несколько месяцев назад они облицовывали учебные стены плиткой 15 на 15 сантиметров. Сейчас работают с керамикой 20 на 20 – на порядок сложнее. К третьему курсу "дорастут" до мозаики.

"С первых месяцев занятий не терпелось начать работать. У нас весь колледж студенты плиткой обкладывали. Не верилось, что и мы так сможем", – наперебой рассказывают ребята.

Шпатель-штукатурка-плитка-уровень. На глазах за минуты стена из серо-бетонной становится бело-керамической. На наш непрофессиональный взгляд – учебную работу не отличить от стены в торговом центре или бассейне.

"Даже если не буду работать в фирме, всегда смогу сделать ванну знакомым, родителям, у себя дома. В принципе, ремонтом заниматься", – рассуждает один из студентов.

"Плюс жена пилить не будет", – подсказываем ему. "Нет, меня пилить точно не будет!" – физическая работа явно добавляет парням солидности и уверенности.

Среднее профессиональное образование должно отвечать современным требованиям рынка труда. "Мы поддерживаем партнерство с немецким фондом Эберхарда Шёка, чтобы выйти на европейский уровень подготовки специалистов. Две недели назад наши автомеханики ездили в партнерскую школу в Германии. Учились диагностике и ремонту автомобилей. Практиковались на BMW и Audi", – делится директор колледжа Николай Доронин.

В мастерской сантехников студенты сегодня выполняют задание из программы World Skills – создают систему отопления. Паяют медные трубы и собирают воедино – на стене уже целый лабиринт, ведущий к батарее. "Задача – собрать систему. Затем по ней пустят воду. Естественно, пару раз у нас были прорывы", – смеются будущие сантехники.

От пресловутого образа представителя этой профессии парни очень далеки: опрятная форма, сосредоточенный взгляд и хороший багаж знаний. В мастерской они, среди прочего, учатся укладывать "тёплый" пол, устанавливать бесконтактные смесители – все, что так востребовано при современном строительстве. На прощание для нас тестируют только что установленную раковину: "Грех зайти к сантехникам и не посмотреть, как льется вода".

Кстати, в этом году у выпускников СПО появилась уникальная возможность – одновременно сдать итоговую государственную аттестацию и пройти независимую оценку квалификации. Ведь работодатели при приеме на работу имеют полное право попросить не только диплом, но и свидетельство о прохождении оценки.

Эту процедуру проводит независимая структура – ведомство профессиональных квалификаций, куда входят потенциальные работодатели. В качестве пилотных выбраны 5 колледжей Свердловской области.

Карьеристы с младых ногтей

Выпускников колледжей и техникумов ждут с распростертыми объятьями. "Сегодня в Свердловской области есть потребность в специалистах сферы обслуживания, например, предприятий питания. Не хватает людей в сфере логистики, нужны водители. Сохранилась кадровая потребность в сфере строительства, ЖКХ. Несмотря на развитие малолюдных технологий, существует потребность кадров для машиностроения, энергетики. В связи с увеличением продолжительности жизни актуальной становится подготовка кадров для социальных служб", – отмечает начальник отдела профобразования регионального минобраза Альберт Шавалиев.

Николай Доронин расширяет список: "Мы изучаем статистику департамента занятости, вакансии крупных предприятий. Большую потребность в специалистах испытывает строительство. Также требуются машиностроительные специальности: токари, фрезеровщики, все, что связано с металлообработкой и механообработкой".

Преподаватель Уральского радиотехнического колледжа им. А.С. Попова Анатолий Шестаков уверен: было бы желание, а работа найдется. "В нашей области – в электронике – рынок может предложить хорошие рабочие места с хорошей зарплатой. Нас "кормит" оборонная промышленность".

Чаще всего выпускникам учреждений СПО даже не нужно искать работу. Она найдет их сама. Потенциальные работодатели всегда на связи с колледжами и техникумами – заказывают специалистов под себя. Так, за монтажниками вентиляционных систем из Колледжа технологий и предпринимательства в очереди стоит "Атомстройкомплекс", а столяров забирает "АСМ-мебель".

Полный набор мебели в столярных мастерских Уральского колледжа технологий и предпринимательства – самое наглядное доказательство умения студентов работать руками. Комоды, полки, скамейки – это только то, что поместилось в учебном классе. Сегодня собирают ящики, отрабатывают особую технику обработки дерева. Каждый – за своим рабочим местом, перед каждым индивидуальный набор новеньких столярных инструментов: на рукоятях еще виден логотип производителя, острие блестит как начищенное столовое серебро. Работают сосредоточенно и за помощью к преподавателю не обращаются. Без пяти минут профессионалы.

"Я всегда парням говорю, даже если работать по специальности не пойдете, все равно сможете работать руками. В доме сможете, что угодно починить, проблем с этим не будет никогда. Так и зарабатывать можно", - с уверенностью говорит педагог.

Баттл "вузы vs СПО"

Пожалуй, самый главный вопрос, который беспокоит родителей – не будет ли выпускник колледжа уступать на рынке обладателю вузовского диплома?

Интересный факт: сегодня стандарты подготовки по некоторым техническим специальностям в вузах и в СПО совпадают. "Высшая школа тоже участвует в World Skills наравне с нами. И выступает не лучшим образом. По нашей специальности (электронике – прим. ред.) у них было максимум 12 баллов, а СПО даже на региональном чемпионате набирали до 70. Максимально – 84", – с гордостью рассказывает Анатолий Шестаков.

Честно признаться, большинство студентов колледжей, с которыми мы общались, о будущем еще не задумывались, рынок труда не мониторили и работу не искали. Между тем статистика в их пользу. Среди выпускников учреждений СПО на работу по специальности в первый год после выпуска устраиваются 75%. Оставшиеся 25% уходят либо в армию, либо в вуз продолжать образование.

Так, к примеру, решил сделать Дмитрий Рассказов - студент последнего курса специальности "Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники". После участия в федеральном чемпионате World Skills он захотел углубиться в науку – планирует поступать на физтех в Уральский федеральный университет. О том, что он оставил школу ради колледжа, не жалеет.

"Решил, что неинтересно будет в 10-11 классах. Здесь, в принципе, эту же программу прошел и профессию получил. Хотя специальность подразумевает даже несколько профессий: настройщик, регулировщик, ремонтник", – рассказал Дмитрий. К слову, это еще одна особенность среднего профессионального образования. По многим специальностям выпускники получают больше одной профессии.

На рынке догма "только высшее образование" уже не работает – в этом сходятся все эксперты. Работодатели сейчас судят не по диплому, а по тому, что умеешь делать. К практической работе выпускники техникумов оказываются более подготовленными. И это становится их реальным преимуществом на рынке труда.

"Конкретный пример - руководитель одного из предприятий мне говорил: "Пришел на завод выпускник вуза. Спрашиваю - паять умеешь? Слесарем можешь работать? Аппаратуру настраивать умеешь? За станок встанешь? "Я - бакалавр" - отвечает. Зачем бакалавр, который ничего не умеет? Я лучше возьму выпускника техникума и посажу его на монтаж, на регулировку, на настройку, поставлю за станок. Он все умеет. А если захочет получить высшее образование, мы за него и заплатим", – рассказывает директор Уральского радиотехнического колледжа Любовь Самсонова.

"Самый главный спрос не количественный, а качественный, – считает Николай Доронин. – Некомпетентных специалистов на рынке труда хватает, а вот хороших – дефицит. Все мы хотим, чтобы нам качественно оказывали услуги, строили хорошее жилье, выпускали качественные продукты. Это все начинается здесь, в учреждениях профессионального образования".

Анна ВАСИЛЬЧЕНКО, Юлия ОВЧИННИКОВА, Владлен ЗАКОЛПИН