Как планшет проиграл бумажному учебнику

Битву за уральские школы.

В сентябре 2017 года Национальный центр электронного образования (входит в ГК "Ростех") отправил в школы Екатеринбурга и Республики Северная Осетия - Алания для пилотного тестирования более 10 тысяч двухэкранных планшетов - "электронную форму учебника" (ЭФУ). Ученики 450 классов и 350 учителей должны были определить, поможет ли гаджет улучшить образовательный процесс.

Как выяснил корреспондент "Уралинформбюро", в Свердловской области не оценили по достоинству инвестиции в 300 миллионов рублей.

Все будет, но не сразу

Если вы хотите задеть НЦЭО за живое, то просто скажите, что они потратили сотни миллионов рублей на закупку в США электронных книг enTourage Systems. Центр призван разработать полноценную цифровую инфраструктуру, затрагивающую различные аспекты жизни школы – от мониторинга успеваемости до обеспечения безопасности учеников. А ему с ходу приклеивают "американский" ярлык.

Нет, тут мы имеем дело с Made in China с привлечением российских мозгов. Как утверждают в НЦЭО, опытная партия планшетов была собрана на китайском заводе Foxconn. Да, есть корни американского стартапа, но российские разработчики переделали более половины харда, а софт и вовсе на 100% отечественный.

В итоге каждый планшет с учетом всех налогов и пошлин обошелся в 30 000 рублей. В НЦЭО уверяют, что проект полностью оплатили частные инвесторы, "из федерального или регионального бюджетов не было потрачено ни рубля".

4 922 планшета тестировались в 61 школе Екатеринбурга. Третьеклассники изучали на них русский язык и литературу. Восьмиклассники – химию и биологию. Педагогов предварительно обучали работе с устройствами. Практически всех новинка разочаровала.


Фото предоставлено пользователем ПумаLux/u-mama.ru

В одной из школ Октябрьского района Екатеринбурга рассказали "Уралинформбюро", что использовать устройства было очень неудобно: они быстро разряжались и довольно долго накапливали заряд. Помимо слабой батареи, взаимодействие с девайсом усложняют старое "железо" и программное обеспечение. Кстати, версия системы Android 2.2.1, на которой работают планшеты, давно не поддерживается разработчиками и потому подвержена практически всем возможным вариантам атак извне.

В Национальном центре электронного образования обещают, что после тестирования планшеты будут улучшены. "Выявленные в ходе апробации недостатки прототипа будут исправлены в модернизированном устройстве", — говорится в ответе на запрос "Уралинформбюро".

В качестве одного из преимуществ гаджета создатели заявляли мультимедийность: школьники должны были смотреть видео по темам, обращаться к схемам и изображениям. На "пилотной" практике выяснилось, что одновременное проигрывание роликов на устройствах устраивает какофонию в классах, а рассматривать картинки на дисплее, который реагирует только на стилус, не очень удобно. Мелкие изображения не получается увеличить, чтобы рассмотреть.

Пришлось учиться "по старинке": видео школьники смотрели с помощью проектора, а рисунки разглядывали в классических бумажных учебниках. Их, кстати, никуда не убирали, а использовали в паре с ЭФУ, иначе образовательный процесс замедлился бы до критических значений. Кстати, весит планшет около полутора килограммов — с учетом специальной антивандальной защиты.

Перед запуском проекта его авторы уверяли родительское сообщество, что планшеты не повредят зрению школьников из-за особой технологии электронных чернил, которая также используется в электронных книгах. Эти обещания опровергают педагоги: при долгой работе с ЭФУ глаза все равно устают и начинают болеть.

Электронная бомба в фундамент школы

Инициаторы внедрения электронных учебников обещали отслеживать успеваемость школьников. В три этапа было собрано около 28 тысяч анкет школьников и 450 отзывов преподавателей. Результаты проверок сейчас обрабатывают специалисты.

Между тем в Национальном центре электронного образования уже уверены, что апробация прошла успешно. "В настоящее время в мире просто не существует выработанного и апробированного стандарта цифровизации образования, и мы фактически идем непроторенной дорогой. Однако первые полученные нами результаты, говорящие о повышении вовлеченности учащихся в образовательный процесс, говорят о том, что направление мы выбрали верное", — отмечается в ответе на запрос "Уралинформбюро".

А отзывы учителей свидетельствуют об обратном. "В ходе опроса, проведенного в середине учебного года, выяснилось, что большинству школьников нравится использование на уроке разных форм учебника. Но, в случае выбора одного, ученики скорее выберут печатный учебник с аналогичным содержанием, потому что в нем можно быстрее находить нужную информацию и быстрее делать пометки", — говорится в официальном ответе департамента образования Екатеринбурга о результатах внедрения пилотного проекта.

"Опытная партия изначально планировалась к использованию только в рамках пилотного проекта, для того, чтобы выяснить принципиальный настрой учеников и учителей на использование электронных устройств в учебном процессе. Также она помогла выявить конкретные узкие места, препятствующие комфортному процессу обучения, которые будут исправлены в будущих версиях устройства.

Что касается стоимости, при серийном выпуске она снизится. Кроме того, обновленную версию оконечного устройства ЕЭОС в будущем планируется выпускать на территории России на базе отечественных технологических решений, что в итоге также приведет к снижению его стоимости и обеспечит безопасную для суверенитета страны цифровую трансформацию образования, а также приведет к созданию новых рабочих мест", - продолжают гнуть свою линию в НЦЭО.

А теперь простая задачка на сообразительность. Некие частные структуры потратили на планшеты 300 миллионов рублей. Без гарантии возврата этих средств? По имеющейся информации, екатеринбургские школы выкупить "пилотники" отказались. В чем интерес неназванных благодетелей?

Министерство просвещения РФ планирует к декабрю 2020 года частично избавиться от бумажных учебников по 11 общеобразовательным предметам. Предполагается, что школьники получат персональные цифровые устройства, которые можно будет использовать даже из дома в случае отсутствия по болезни. Но в свободной продаже планшетов не будет.

При этом министр Ольга Васильева подчеркивает, что "учебник выполняет важнейшую роль — социализацию маленького человека в родной культуре — той, в которой ребенок родился и живет, которая его окружает, никакой иной для него до поры до времени просто не существует. (…) Хотите узнать, как гражданин той или иной страны видит себя и других, — откройте учебники, по которым он учился в школе". Вряд ли кто-то не согласится с тем, что школьный учебник являлся и является мощнейшим организатором многомиллионной гражданской нации. Убери из детства наших детей эти единственные и на всю жизнь объединяющие их книги, и мы получим поколение, "выпавшее из контекста".

"Ростеху" три года назад было поручено отвечать за разработку программы развития российского электронного образования. Затраты на "Цифровую школу", паспорт которой разрабатывает как раз НЦЭО, оценены в 507 миллиардов рублей!

Какая доля в этой сумме окажется "на шее" государства, пока сказать сложно. По разным оценкам, от 50 до 80%. И основные средства, разумеется, пойдут на производство гаджетов на территории России. Наверное, и заводик под этот проект уже готов. Не в этом ли разгадка добродетели инвесторов?

Президенту Путину доложат о безусловной поддержке гаджетов школярами (76% и выше?). И необходимости безотлагательного серийного производства гаджетов. Когда конвейер запустят, любого, кто попытается его остановить, сметут с дороги.

Соврут вам, Владимир Владимирович! Приезжайте в Екатеринбург к педагогу начальных классов Марине Сергеевне – она вам на своем многолетнем опыте докажет, как учебник помогает Родину любить. Нет, она не против электронных гаджетов, как таковых. Учитель против разрушения российской школы.

Яна БРЫЗГАЛОВА