Граффити зашло в свердловскую Общественную палату

С наркотической легендой.

Некоторые жители Екатеринбурга уверены, что мегаполис накрыло волной граффити, представляющих собой завуалированную рекламу наркоторговцев. С рисунками, которые "убивают" молодежь запрещенными веществами, познакомилась Общественная палата Свердловской области. Первые предложения после просмотра - создать антивандальную службу из маляров и экспертов по граффити, а также набросить на город "сетку" из видеокамер.

Искусство – налево, пропаганда – направо!

Инициатор слушаний в недавно избранной Палате - екатеринбуржец Илья Бастраков безапелляционно заявил, что практически все граффити, рисунки и надписи на фасадах домов и заборах – это в чистом виде реклама наркотиков. В доказательство он привел несколько изображений, на которых подробно разобрал методы работы торговцев "запрещенкой". По словам Бастракова, различные детали рисунков – точки, вопросительные и восклицательные знаки, стрелки и сами сюжеты изображений могут многое сказать наркоманам.

"Иногда указываются напрямую номера телефонов, адреса сайтов в Интернете. Иногда информация шифруется. Любой рисунок на стене дома, содержащий буквы, цифры, символы, значки, а также изображающий тематически "нечто наркотическое" - это и есть "рекламный щит" наркоторговцев. Граффити-методы давно взяты ими на вооружение", - отметил он.


Фото: выступление Ильи Бастракова в Общественной палате Свердловской области

Бастраков предложил создать специальную антивандальную службу, в которую войдут маляры и эксперты. После определения, содержится ли в обнаруженных граффити пропаганда наркотиков, "вредные" рисунки нужно без раздумий закрашивать.

Эту инициативу "в щепки" разнес глава фонда "Город без наркотиков" Андрей Кабанов – "автору самому надо провериться на наркотики". В беседе с корреспондентом "Уралинформбюро" он подчеркнул, что видит пропаганду в текстовых надписях с прямыми контактами дилеров, а в граффити ее нет.

Я видел телефоны, рекламу, видел всякую чушь по телевизору, слышал много песен с пропагандой наркотиков... А насчет граффити – извините меня.

По мнению Кабанова, для борьбы с наркотиками необходимо делать то, что прописано в законе. В частности, он видит угрозу в "песенках", которые рекламируют употребление. "Если поет Децл про коноплю и кайф – это пропаганда. "Мама-марихуана", героин и прочий бред – тоже пропаганда", - пояснил президент ГБН. "Есть граффити очень красивые. Может, там и есть что-то завуалированное, но если вы будете долго смотреть в "Черный квадрат", тоже много чего увидите. Каждый видит свое. Пропаганда же должна доходить до потребителя".

Мэрия против

Столь же скептично настроены в администрации Екатеринбурга. Начальник отдела по координации работы по профилактике и борьбе с наркоманией мэрии Юлия Касимова объяснила, что при существующих порядках деятельность такой службы невозможна. Ответственность за очистку фасадов и сооружений лежит на собственниках зданий. При этом отслеживать чистоту должны квартальные инспекторы: они выдают владельцам "пропагандирующих" стен уведомления, в которых указаны сроки уничтожения рисунков.

В ходе обсуждения выяснилось, что в мегаполисе работают несколько волонтерских групп, сообщающих о незаконных надписях на стенах. Из мэрии информация "спускается" квартальным. С апреля 2018 года в Екатеринбурге смыли 92 граффити, о половине из которых сообщили горожане. Основная проблема в борьбе с "пропагандистскими" изображениями состоит в том, что поймать авторов, творящих под покровом ночи, практически невозможно.

Заместитель председателя Общественной палаты Владимир Винницкий согласился с идеей создания комиссии, и предложил "накрыть" Екатеринбург сетью сплошного видеонаблюдения. В качестве примера он привел подобную систему безопасности в микрорайоне Академический.

Безусловно, их нужно привлекать по "наркотическим" статьям КоАП и УК. Однако можно ввести наказание для таких "художников" в рамках гражданско-правового законодательства: например, изрисовал фасад – плати за его полную покраску.

Запрещенке – бой!

Экскурсовод по стрит-арту в Екатеринбурге Алексей Шахов уверен, что пропаганду наркотиков на улицах можно найти только в "прямых" рекламных объявлениях типа "Соли, миксы, спайсы".

"Часто что-то непонятное человеку трактуется им как негативное, чтобы оправдать свое незнание. Подозреваю, что граффити в диком стиле у кого-то ассоциируются с наркотиками", - поясняет он. И отмечает, что о шифровании в рисунках сведений для наркоманов слышит впервые.


Алексей Шахов ведет экскурсию по стрит-арту Екатеринбурга/Фото Марины Фионовой

По мнению Шахова, комиссия по отделению граффити от "запрещенки" может скатиться во вкусовщину: "Хотелось бы, чтобы действовали только, как хороший полицейский — защищали полюбившиеся горожанам работы, заботились об их обновлении, но не брались судить и обвинять - искусство или не искусство. Мне кажется, что измерение любви горожан — единственный критерий, по которому можно присвоить стрит-арту охраняемый статус".

Дискуссия о граффити явно затянется. Пока же "Уралинформбюро" предлагает Общественной палате Свердловской области рассмотреть другие инициативы, способные улучшить жизнь в Екатеринбурге. Например, создать сеть приютов для бомжей или озаботиться работой пункта временного содержания собак городской Спецавтобазы. Ну, раз добрались до граффити, то явно не к чему больше голову приложить!

Яна БРЫЗГАЛОВА