Приговор Комаровой

Молодым семьям Югры.

Десятки тысяч жителей Югры отмечают в ноябре своеобразную дату. Прошел год, как они борются за право получить субсидии, гарантированные им, как участникам жилищных программ округа. Югорчане неоднократно направляли обращения губернатору, выходили на пикеты и митинги и даже пытались привлечь к проблеме внимание президента страны.

Очередь вне расчета

Программа по улучшению жилищных условий населения Югры была принята и начала действовать еще в 2005 году. Согласно одной из подпрограмм ("Доступное жилье молодым"), региональные власти обещали вернуть часть средств, потраченных на приобретение квартиры в ипотеку. Средний размер субсидии на семью с двумя детьми -1 миллион рублей.

В первые годы, по словам югорчан, все шло хорошо – ежегодное финансирование составляло порядка 1,2 миллиарда рублей. В 2010 году оказалось, что поток желающих получить субсидию очень большой, и он не останавливается - 40 тысяч молодых семей, а не 2-3 тысячи, как прогнозировало Ипотечное агентство Югры.

Тем не менее, закрывать программу не спешили. Признав, что обеспечить обещанную господдержку всем молодым семьям не получится, чиновники ввели возрастной ценз – рассчитывать на субсидии могут жители не старше 36 лет.

Впоследствии появились новые ограничения - необходимость проживания на территории округа в течение 15 лет и отсутствие жилья не только в Югре, но и в других регионах России..

Очередь сократилась. Но даже стоящие в ней около 21 тысячи семей "не по карману" окружной казне - объем финансирования подпрограммы на 2018-й и последующие годы составляет порядка 100-110 миллионов рублей в год. Экстренно выделенные из бюджета 2,2 миллиарда рублей ситуацию не спасают.

Как возникла кабала?

"Когда выплатят субсидии молодым семьям? Мы выполнили все условия программы: взяли ипотечный кредит, по которому платим почти одни проценты, купили жилье втридорога, потому что цены, спровоцированные реализацией программы, поднялись до исторического максимума, выделили доли несовершеннолетним детям, которые так и не получат субсидию, потому что за время ожидания мы уже состарились и нас исключат. Программа действительно доступно помогла залезть в ипотечную кабалу и повязнуть в ней на 20 лет", - возмущаются югорчане в группе "Субсидия молодым семьям ХМАО" в соцсети "ВКонтакте".

По словам заемщиков, при оформлении документов специалисты Ипотечного агентства Югры обещали им, что очередь на субсидию подойдет максимум через 3 года. Однако в 2018 году рассчитались лишь с теми, кто стоял в очереди на 2010 год, и приступили к 2011-му. Некоторые семьи оказались и вовсе в патовой ситуации – власти требуют с них возврата уже выделенных субсидий. На основании условий, вписанных в программу задним числом.


Участникам программы обещали, что очередь на субсидию подойдет максимум через 3 года.

Югорчане вспоминают, что 10 лет назад ряд строительных компаний региона оказались в предбанкротном состоянии. "Тогда-то и появилась эта чудесная программа по обману населения, - пишут они в письме к Владимиру Путину. - Как результат, нами оформлены ипотечные кредиты и приобретены квартиры по завышенным ценам, так как многие стали участниками данных программ, и жилья на рынке стало не хватать".

"Есть такая теория, и она очень близка к правде", - соглашается с участниками программы депутат думы ХМАО-Югра Виктор Сысун. – Если бы возрастной ценз был сразу же включен в программу, то, наверное, многих бы людей это отпугнуло, и они бы не пошли за кредитами".

Годы на вылет

Губернатор Наталья Комарова сохраняет спокойствие. "Более 19 миллиардов рублей из окружного бюджета за эти годы направлено молодым семьям. Не думаю, что где-то данная программа реализуется лучше, чем в нашем регионе", - заявила она на недавней пресс-конференции. И заверила, что в краткосрочной перспективе субсидии получат около 11 тысяч участников программы. Не в последнюю очередь те, кому вот-вот исполнится 36 лет.

Накал страстей после этого не спал. В соцсетях югорчане делятся опасениями, что "краткосрочная ситуация" в понимании властей – это восемь, а то и более лет.


"Не думаю, что где-то данная программа реализуется лучше, чем в нашем регионе", - заявила Наталья Комарова. Фото: admhmao.ru.

По словам одного из главных активистов "движения сопротивления" Александра Кулагина, он вступил в программу в 2013 году, когда купил однокомнатную квартиру. В семье родились двое детей, однако получить субсидию он так и не может. "Мы хотим расшириться, но тогда потеряем статус. Скажут, раз улучшил жилищные условия, никакой субсидии не полагается. Но я твердо намерен добиться выплаты и буду помогать другим участникам программы", - рассказывает мужчина, которому через полтора года исполнится 36 лет.

Ольге Чурик из Нижневартовска до "часа Х" также осталось полтора года. Ее семья встала в очередь в 2011 году, а теперь она - "восьмитысячная". "Ежемесячный платеж по ипотеке – 37 тысяч рублей, в этом году у нас родился третий ребенок. Мужу приходится трудиться на двух работах.

Мы требуем только то, что нам обещали. Правительство обещало!" – не скрывает эмоций женщина.

Людмила Истратий из Сургута вступила в программу в 2012 году. Она – мама-одиночка, ежемесячно платит кредит в размере 33 тысяч рублей. "Когда я покупала квартиру, цены были очень высокие, порядка 80 тысяч рублей за "квадрат". Понадеялась на субсидию, позволяющую сократить размер платежа. В 2016 году я попала в аварию и с тех пор не могу ходить на работу. Выкручиваюсь с помощью подработок. Нахожусь в очень тяжелом положении, и от государства никакой помощи получить не могу", - горько заключает Людмила. В очереди она – 15-тысячная!

Еще одна участница программы Юлия вылетела из нее потому, что вышла замуж: "Я воспитывала ребенка одна, в 2012 году купила квартиру по программе "Молодая семья". Через 5 лет я познакомилась с мужчиной, мы поженились. Ему 37 лет, мне 33 года. И нас с сыном сняли с очереди, хотя муж не имеет отношения ни к квартире, ни к сыну!"

Порой доходит и вовсе до абсурдных ситуаций. Так, жительнице Нижневартовске, матери троих детей, 10 сентября этого года пришло уведомление на получение субсидии. Она в тот же день готова была сдать необходимый пакет документов, однако чиновники заявили ей, что ближайший срок приема документов – 1 октября.

Женщина поинтересовалась, не утратит ли она свое право на получение субсидии, поскольку в указанный период ей исполнится 36 лет. Ее заверили, что этого не случится и… отказали по возрастному цензу.

"Получилась очень неприятная ситуация. Нам удалось обратиться к губернатору. Было принято адекватное решение, что это - вина Ипотечного агентства, и женщина была восстановлена в очереди, - рассказал "Уралинформбюро" Виктор Сысун. - Плюс нам пообещали провести мониторинг идентичных случаев по всей Югре. Если такие случаи были, то людей должны восстановить в их правах".

Ответственными за сложившуюся ситуацию парламентарий называет югорских чиновников, которые в свое время произвели ошибочный расчет. Однако, по его словам, руководство региона не спешит признавать сей факт.

"Комарову еще надо убедить, что эта проблема существует, - говорит Виктор Сысун. – В представлении властей округа, этой проблемы в глобальном смысле нет, а есть несколько десятков семей, который пытаются создать шум. Другое заблуждение, что больше нигде в России такой помощи нет. Я с этим не согласен – аналогичная поддержка оказывается в 80 субъектах России".

Пеняйте на себя

Акции протеста ипотечников в регионе проходят с февраля 2018 года. В апреле митинги и пикеты состоялись в Нижневартовске, Нефтеюганске, Урае, Нягани, Советском, Сургуте, Лангепасе и Лянторе. Аналогичные акции прошли в середине октября – люди вышли на улицы городов с плакатами-призывами "Путин, помоги!". А в день приезда президента в регион (26 октября) активисты вывесили на своих домах плакаты и баннеры с призывами обратить внимание на проблему с невыплатами жилищных субсидий.


Фото: группа "Субсидия Молодым семьям ХМАО", vk.com.

"Те 2 миллиарда рублей, которые власти округа выделили в этом году на программу, проблему не решают. Чтобы рассчитаться с людьми, нужно 22 миллиарда рублей. И эти деньги в окружном бюджете есть – в этом году в регионе сложился профицит в 44 миллиарда рублей", - отмечает одна из активисток движения, жительница Нефтеюганска Ольга Васильева.

По ее словам, участники программы неоднократно писали Наталье Комаровой с просьбой о встрече, чтобы обсудить дальнейшие действия. "Однако она отказалась, мотивировав тем, что мы не предлагаем конкретные пути решения. Вопрос интересный – программу создали власти, проблему – тоже они, а мы должны теперь предлагать пути решения", - говорит Ольга.

Тем не менее, предложения у югорчан есть. Они, в частности, предлагают рассмотреть возможность рассрочки выплаты субсидий и поднять возраст для исключения из программы хотя бы до 40 лет. А 2 декабря в Сургуте пройдет очередной массовый пикет по вопросу невыплаты субсидий. Также югорчане намерены направить запрос в прокуратуру.

Кристина ШАБУНИНА