"Шашечкам" бросили вызов

По безопасности.

В конце 2018 года российские законодатели предприняли вторую попытку отрегулировать "дикий" рынок такси. Первая была предпринята 7 лет назад, когда вступил в действие ФЗ №69. Необходимость новой корректировки законодательства, по оценке экспертов, возникла из-за появления на рынке более современных технологий, позволяющих, по сути, любому гражданину участвовать в таксомоторных перевозках.

Белые пятна

Чтобы обезопасить пассажиров и ограничить количество так называемых "бомбил", Госдумой РФ был принят в первом чтении законопроект, запрещающий агрегаторам и службам приема заказов такси привлекать к выполнению таксомоторных перевозок лиц без соответствующего разрешения. Кроме того, плюсом к данному документу должен быть принять еще один законопроект, по которому штрафы за незаконный извоз вырастут в 6 раз - до 30 000 рублей. "Бомбилы" также рискуют лишиться прав на полгода за повторное нарушение.

Агрегаторы и службы заказа такси восприняли новый законопроект в штыки. Как сообщил "Уралинформбюро" начальник отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси "Максим" Павел Стенников, некоторые пункты документа неисполнимы и имеют под собой коррупционную составляющую. В качестве аргумента приводится исследование, проведенное Иркутским государственным университетом в ноябре 2018 года.

Служба заказа такси не может контролировать, кто в текущий момент времени использует телефонный аппарат, на который поступает информация о заказе такси. Гипотетически водитель, работающий на фрахтовщика, осуществившего деятельность по получению разрешения, может самовольно передать свой телефон другому лицу, не имеющему отношения к компании-фрахтовщику", - утверждается в документе (имеется в распоряжении редакции).

В качестве решения проблемы агрегаторы предлагают законодателям, во-первых, изменить порядок выдачи разрешений на осуществление таксомоторной деятельности (оно должно закрепляться либо за водителем, либо за водителем и машиной, сейчас – только за транспортным средством). А во-вторых, актуализировать реестр выданных разрешений.

"В РФ отсутствует единая база выданных разрешений на деятельность такси. Региональные реестры разрешений не обеспечивают возможность их автоматической обработки. Эти базы данных в принципе не предполагают оперативного обновления информации. В соответствии с законом, информация в реестре должна появляться не позднее, чем через 5 дней после выдачи или аннулирования разрешения. На практике же в отдельных регионах были случаи, когда задержка достигала 60 дней и более. Получается, сами же уполномоченные на ведение реестра органы не в состоянии обеспечить службы заказа такси достоверной информацией о действующих разрешениях. А значит, любую службу заказа такси можно будет считать нарушителем требования закона", - отметил Павел Стенников.

Один из инициаторов законопроекта, единоросс Вячеслав Лысаков не видит в этом серьезной проблемы. По его словам, "после принятия законопроекта, регулирующего деятельность в сфере легкового такси, будет принят закон, устанавливающий ответственность за его нарушение, в том числе и для чиновников за неактуальные реестры".


Фото: Вячеслав Лысаков / facebook.com

Заместитель председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта "Таксист" Андрей Попков предлагает еще более радикальный вариант решения проблемы. По его словам, необходимо обязать посредников (агрегаторов и службы заказа такси) заключать трудовые договора с водителями. Однако законодатели считают подобное решение излишним.

На мой взгляд, это импульсивное предложение. Оно основано не на законе, а на стремлении покарать агрегаторов, передающих заказы нелегалам. Принятие законопроекта прекратит эту порочную практику, так как передача заказа нелегалу грозит агрегатору потерей всего бизнеса", - подчеркнул Лысаков.

Впереди планеты всей

Павел Стенников считает, что законодателям не мешало бы посмотреть на то, как регулируется рынок такси в других странах: "Сегодня самый передовой опыт, подходящий России, демонстрирует Иран. Ситуации схожие: сложное социально-экономическое положение, сырьевая экономика, санкции, безработица, невысокие доходы населения, стремление к технологической модернизации. Но в Иране создаются условия для развития технологических компаний, в том числе на рынке такси. При этом государство не запрещает самозанятым гражданам работать водителями, не придумывает для них особые требования и налоги, а заботится о реальной безопасности, помогает. У агрегаторов налажен обмен информацией с полицией, которая проверяет водителей по своей базе, например, на предмет судимости и штрафов, и сообщает компаниям, с какими водителями нельзя сотрудничать, а с какими можно. Ровно этого же не хватает в России".

Депутат Вячеслав Лысаков уверяет, что при разработке документа анализировалась и зарубежная, и отечественная практика. "Для большинства стран характерно отсутствие законодательного регулирования деятельности агрегаторов. Россия одной из первых вводит их в правовое русло. Нет задачи удаления агрегаторов с рынка или создания им невыполнимых условий работы. Ставится заслон ведению нелегального бизнеса, который ценит звонкую монету больше человеческой жизни. Полагаю, что именно наш опыт будет интересен и востребован в других странах", - подчеркивает единоросс.

С ним согласны многие таксисты. Они уверены, что только жесткое регулирование рынка способно навести порядок.

Если за границей за рулем оказался не тот водитель, который указан, допустим, в лицензии, то пассажир тут же сообщит проверяющим органам и покинет автомобиль. У нас же когда пассажир прибегает к услугам такси? Когда надо быстро куда-то добраться. Выходить и ждать новый автомобиль, допустим, в часы пик или плохую погоду, решатся при схожей ситуации, скорее всего, единицы, остальные поедут на автомобиле, так как "время поджимает" и "никто ждать не будет", - рассказал агентству один из таксистов.

Главное, по мнению собеседников "Уралинформбюро", не перегнуть палку, закручивая очередные гайки. Технический прогресс уже изменил алгоритм действий пассажиров. Они теперь не "голосуют" на улице, а вызывают такси с помощью сотового телефона. Дело за малым – гарантировать безопасную поездку.

Ольга КАРПОВА