Почему буксует транспортная реформа в Екатеринбурге?

Никто ничего не понимает.

В июле 2019 года в Екатеринбурге должна начаться давно запланированная транспортная реформа. По мнению городской администрации, менять существующую сеть необходимо, чтобы избавить ее от многочисленных "дублей" коммерческих маршруток, оставляющих муниципальные предприятия с пустыми карманами.

При этом власти допускают, что столь важный процесс может быть вновь отложен, если чиновники не успеют в намеченные сроки собрать и проанализировать весь необходимый массив данных. Примечательно, что два года назад из городской казны уже потратили более 8 миллионов рублей на исследование транспортных потоков и новую схему маршрутной сети. Но дальше бумаги она так и "не поехала".

"Уралинформбюро" выяснило у экспертов, с чего должна начинаться транспортная реформа, чтобы ее не пришлось откладывать.

Директор Центра транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Константин Трофименко:

- Транспортная реформа должна начинаться с грамотного транспортного планирования. Для этого требуется ряд документов. Во-первых, должна быть программа "Комплексного развития транспортной инфраструктуры", которая определяет, что и как нужно сделать, чтобы у людей была возможность добраться на транспорте до тех или иных объектов. Во-вторых, должны быть комплексные схемы организации дорожного движения, которые определяют, как будут двигаться пешеходы и транспортные средства по улично-дорожной сети. Третий документ – это "Комплексная схема организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом". Она, в частности, определяет наиболее оптимальные маршруты.

В основе всех документов лежит транспортная модель, отражающая все изменения, которые произойдут в городе в ближайшие 15 лет, и демонстрирующая с учетом появления новых объектов, сколько людей и по каким направлениям поедет, допустим, на легковом транспорте, на общественном и так далее.

Зная все эти данные, можно оптимизировать существующие схемы. Так как будет видно, есть ли какие-то "резервы", например, по пропускной способности улиц, какой вид общественного транспорта лучше использовать на том или ином направлении. Потому что автобус, например, может перевезти около 2 000 человек в час, трамвай – 8 000–10 000, метро – от 30 000 до 50 000 человек.

Но чаще всего транспортные реформы, которые мы наблюдаем во многих городах, основываются не на транспортной модели и прогнозных пассажиропотоках, а на основе выстраивания взаимоотношений администраций городов с частными перевозчиками, так как последние стали немножечко править балом, захватив в беспечные времена большую часть пассажиропотока.

Эксперт Центра экономических движений Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Даниил Григорьев:

- Все зависит от того, какие цели ставятся при транспортной реформе. Если на первом плане улучшение качества жизни горожан, экономия их времени, то прежде чем заниматься оптимизацией дорожной сети, властям необходимо посчитать те потоки, которые есть сейчас и будут завтра. Так как население ближайших и не очень ближайших городов, тоже, как правило, устремляется на работу в мегаполисы. В итоге вся инфраструктура, не только дорожная и транспортная, но и социальная (школы, больницы, садики), оказывается перегружена. Усугубляет ситуацию еще и плотная жилая застройка, которая ведется во многих городах.

Поэтому первый вопрос, на который должен быть получен ответ перед транспортной реформой, - как будет развиваться город, где будут появляться новые рабочие места, куда будут устремляться люди, достаточно ли там всей необходимой им транспортной инфраструктуры.

Возможно, следует пересмотреть распределение бюджетных средств, размещение каких-то объектов, чтобы перенаправить транспортные потоки в городе. Иначе когда-то просто случится перегрузка, и город "встанет".

Решить транспортные проблемы мегаполисов может комфортный общественный транспорт. Но чтобы люди пересаживались на него со своих личных авто, он должен быть быстрым, чистым, теплым и не перегруженным. Кому хочется ехать на работу в переполненном транспорте? Никому. Власти часто об этом забывают.

С учетом мнения экспертов возникают справедливые вопросы к администрации Екатеринбурга. Например, есть ли в их распоряжении транспортная модель? Во всяком случае, прессу с ней никто не знакомил.

Пока что цель транспортной реформы не оправдывает средства. Отмена одного лишь маршрута 024 превратилась в скандал, который приходится "разруливать" даже уральскому полпреду президента РФ. А что будет летом? Горожане призовут на помощь самого главу государства?

Ольга КАРПОВА.

Еще в сюжете: Транспортная реформа