Зарево забайкальского пожара над Уралом

Горим и кто виноват?

В Забайкальском крае в результате апрельских природных пожаров пострадало 14 населенных пунктов, сгорело 90 жилых и 19 нежилых домов. Урал рискует повторить судьбу дальнего соседа. В конце апреля из-за пала травы в ряде муниципальных образований Челябинской области пожарно-спасательным службам уже приходилось работать в авральном режиме. Наиболее сложная обстановка, по данным регионального ГУ МЧС, была в южных и юго-восточных районах региона.

В майские праздники бороться с многочисленными природными пожарами пришлось и соседу Челябинской области - Зауралью. Стабилизировать обстановку в регионе, по данным спасателей, удалось к 6 мая. На Среднем Урале ситуация ничем не лучше - за четыре праздничных и выходных дня, 9-12 мая, в Свердловской области был ликвидирован 361 пожар, погибли 5 человек. Спасатели отмечают, что главная причина пожаров – беспечность людей. А оперативно обнаруживать нарушителей противопожарного режима в уральских лесах удается не всегда.


Фото: 45.mchs.gov.ru

Это признает и департамент лесного хозяйства по УрФО. По данным ведомства, эффективность лесной охраны в 2018 году была довольно низкой во всех субъектах федерального округа, кроме Югры. А реальная численность государственных лесных инспекторов была ниже нормативной, за исключением Свердловской области, где она аж вдвое выше.

Серьезную подмогу лесным инспекторам могла бы оказывать авиация. Однако лесоавиационный мониторинг - удовольствие довольно дорогое. Еще более затратным, а значит, вероятнее всего, и недоступным, он может стать из-за действий чиновников.

Как ранее рассказывало "Уралинформбюро", Федеральное агентство воздушного транспорта в сентябре 2018 года неожиданно для владельцев легких и сверхлегких воздушных судов разослало в свои территориальные органы (МТУ) телеграммы, в которых рекомендовало приостановить действие сертификатов на выполнение авиационных работ физическими и юридическими лицами, имеющими в своем парке единичные экземпляры воздушных судов (ЕЭВС, "единички"), а также частных пилотов в составе экипажей.

Из-за этой "подножки" объем лесоавиационных работ в стране, по данным руководителя общественного движения "Профсоюз АОН" Вадима Цыганаша, ныне рискует сократиться вполовину.

"Совокупно приостановленные эксплуатанты авиаработ в прошлом году обеспечивали мониторинг 38,6 миллиона гектаров леса (6 150 летных часов), имея в парке 37 "единичек". Компании же, у которых не были приостановлены сертификаты, обеспечивали мониторинг 34,4 миллиона гектаров лесных площадей. В их парке находится 33 воздушных судна", - рассказывал он "Уралинформбюро".

Использовать вместо "единичек" другую авиационную технику для регионов накладно. По данным Вадима Цыганаша, час работы Ми-8 стоит 300 тысяч рублей, а ЕЭВС – 15-20 тысяч рублей.


Фото: 45.mchs.gov.ru

Зная о проблеме, заместитель руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Николай Кротов в конце прошлого года просил органы исполнительной власти субъектов РФ (письмо имеется в распоряжении "Уралинформбюро") представить предложения по "части определения переходного периода и возможности использования ЕЭВС для лесоавиационных работ".

Принятие решения Росавиации по ограничению применения указанных воздушных судов ограничит эффективность выполнения лесоавиационных работ, сократит конкуренцию и увеличит стоимость данных работ более чем в два раза, что, в свою очередь, снизит фактическую кратность авиапатрулирования, а также оперативность выполнения работ по авиационной охране лесов от пожаров", - указывал он в письме.

О том, что сокращение длительности авиационного патрулирования лесных территорий в 2019 году вполне реально, косвенно указывают данные, предоставленные "Уралинформбюро" пресс-службами департаментов лесного хозяйства по СЗФО и УрФО.


Фото: 45.mchs.gov.ru

Так, в Уральском федеральном округе, по данным ведомства, в текущем году возможно сокращение планируемого налета часов на выполнение авиационного патрулирования по сравнению с 2018 годом в трех регионах - в Челябинской, Свердловской и Курганской областях. На Южном Урале - на 2 478 часов, на Среднем – на 605, в Зауралье – на 204.

Врио директора департамента природных ресурсов и окружающей среды Курганской области Андрей Саркисов подтвердил агентству сокращение интенсивности авиапатрулирования на территории региона. По его словам, причина - ограничение финансирования. На снижение финансирования сослались и окружные департаменты лесного хозяйства. По данным уральского ведомства, на работы по охране лесов в текущем году заложено на 200 миллионов меньше, чем было потрачено в 2018 году (1,9 миллиарда против 2,1).

Парадоксально, но в министерстве природных ресурсов Свердловской области и Главном управлении лесами Челябинской области "Уралинформбюро" заявили, что не знают, откуда у департамента подобные цифры. По их данным, объемы авиаработ в регионах останутся на прежнем уровне.

"Общий объем планируемых авиационных работ по охране лесов от пожаров составляет 864 летных часа, в том числе на мониторинг пожарной опасности в лесах - 744 часа, что находится в пределах фактического налета за последние годы", - заявил агентству замминистра природных ресурсов и экологии Свердловской области Олег Сандаков.

При этом ведомство не стало скрывать, что в 2019 году, действительно, получит меньше средств из федерального бюджета на лесоавиационные работы - 51 миллион рублей против 73 прошлогодних.

На Южном Урале объем государственного финансирования авиаработ в лесных угодьях сопоставим с прошлогодним.

На осуществление авиационного патрулирования лесных участков на территории Челябинской области в 2019 году выделен 1 миллион рублей, что соответствует уровню 2018 года. В связи с этим объем авиационного патрулирования в 2019 году в сравнении с 2018 годом ожидаемо не снизится", - говорится в присланном в редакцию ответе замначальника ГУ лесами Челябинской области Александра Барановского.

Столь маленькую сумму на авиаработы по сравнению со Средним Уралом в ведомстве объяснили тем, что регион не использует самолеты для тушения лесных пожаров: "В Свердловской области предусмотрено тушение пожаров с помощью воздушной техники. У них для этого есть своя база лесоавиационной охраны лесов. Также у них имеется парашютно-десантная служба. У нас этого нет".

В Рослесхозе, куда "Уралинформбюро" также направляло запрос, заявили, что органы исполнительной власти субъектов РФ, ответственные за состояние лесных угодий, самостоятельно распределяют поступающие из федерального бюджета субвенции на лесоавиационные работы, в том числе и на авиамониторинг территорий. "Данные объемы финансирования субъекты согласовывают при защите бюджетных проектировок с Рослесхозом", - отмечается в официальном ответе ведомства.

Валентина ИВАНОВА

Актуальное