Экстрабилити наших городов

Или значки для комфортной жизни.

Урбанизация продолжает свою широкую поступь по земному шару. Сколько бы ни складывали мифы про домик в деревне, по данным ООН, сейчас в городах проживает больше половины населения Земли. Города-пылесосы потребляют 2/3 вырабатываемой электроэнергии и формируют более 70% выбросов диоксида углерода (СО2). Технический прогресс позволяет облегчить и усовершенствовать многие сферы человеческой жизни, но как грамотно использовать инновации? Это был вопрос для участников Всемирного дня городов, организованного в конце октября в Екатеринбурге при поддержке ООН-Хабитат.

Тысяча городов с IQ

Общемировой тренд – цифровизацию управления городской инфраструктурой в России пытаются внедрить в жизнь, передает "Уралинформбюро". Как отмечают в московском Институте региональных исследований и городского планирования, сама суть "умного города" трансформировалось. Если еще 15 лет назад главы городов положительно высказывались о таком формате, но ссылались на недостаток средств и другие накопленные проблемы, мешающие реализации подобной концепции, то сегодня большинство из них ясно понимают: высокие технологии – способ решения всех сложностей.

"Сейчас происходит такая интеграция, когда "умное" развитие становится не целью, а способом достижения глобальных целей устойчивого развития каждого населенного пункта. Важно, чтобы мы не просто оценили IQ города, а определили проблемы и перспективы развития каждого города", - объясняет представитель института Ирина Ильина.

В Российской Федерации 1 100 городов. Мегаполисы и муниципалитеты-пилоты вовлечены в проект Минстроя "Умный город". Опорным критерием в нем станут IQ-статусы, которые собираются присвоить российским городам до конца 2019 года.

Индекс технологичности и удобства выведут исходя из 36 международных критериев. Он поможет понять, какие сферы муниципалитетов нуждаются в модернизации, а какие уже развиты успешно. Пристальное внимание обратят на приоритет пешеходной доступности, возможность разнообразного досуга, минимизацию временных затрат по дороге на работу, разнообразие городских пространств: парки, скверы, набережные и функционал жилых зон, в том числе магазины, сервисы, офисы.

Формированием качественной городской инфраструктуры заниматься не так просто. "Города одновременно выступают и двигателями прогресса и источником проблем, таких как загрязнение окружающей среды, выбросы газов. Наша задача – работать на опережение урбанизации, обеспечивая высокий уровень жизни для всех наших сограждан, без исключения. Задача непростая, но на ее решение направим все свои усилия", - отметил на полях форума глава Минстроя РФ Владимир Якушев.


Министр строительства и ЖКХ Владимир Якушев

Готовых решений иностранцы российским коллегам дать не могут. Иное дело - указать правильный вектор развития. Этому были посвящены панельные дискуссии.

"Мы должны привлечь технологии в реализацию национальных стратегий и увязать это с международным правом. Использование инноваций приведет к тому, что мы обеспечим благоприятную среду для людей", - напомнила заместитель генерального секретаря и исполнительный директор ООН-Хабитат Маймуна Мохд Шариф.


Заместитель генсекретаря и исполнительный директор ООН-Хабитат Маймуна Мохд Шариф и глава Екатеринбурга Александр Высокинский

Среда доступная, общество - нет

Может ли город считаться "умным", если в нем не рады инвалидам? Этот "неудобный" вопрос не мог обойти трибуну. Представитель уральской организации "Белая трость" Олег Колпащиков обозначил парадокс: во многих городах России, как и многих других развитых и развивающихся стран, худо-бедно обеспечили городское пространство для людей с ограничениями здоровья. Но вот инклюзивность так и не появилась, хотя про нее так много говорят. Речь идет о взаимодействии здорового населения и инвалидов, о способности доверять. Кривая статистики огорчает даже в, казалось бы, образцовых государствах.

В цивилизованных странах, где сильно развита доступность, в Израиле, в Финляндии данные по инклюзивности немного отличаются. В Израиле 87% родителей здоровых детей не хотят, чтобы их дети учились с детьми с инвалидностью. В Финляндии есть данные, что трудоустройство незрячих упало на 13%. Уровень доступности среды там зашкаливающий, но уровень доверия к инвалидам падает", - приводит статистику Колпащиков.

А многие ли знают, что большинство высокотехнологичных современных разработок появилось именно благодаря людям с инвалидностью? Например, удобное для всех голосовое управление в смартфоне.

Недуг дает возможность развить экстрабилити – сверхспособности, недоступные другим. Тот самый случай, когда инвалиды по зрению обладают безупречными слухом, памятью и воображением. По словам активистов, это может сделать такого человека уникальным сотрудником. И многие работодатели уже это понимают, но далеко не все. Лакмусовая бумажка отношения общества к инвалидам – уровень их трудоустройства и пока назвать ситуацию идеальной в мировом масштабе язык не поворачивается.

О пользе технологий для маломобильных групп говорил и председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Он рассказал, что организация совместно с "Яндекс.Такси" запустила в Екатеринбурге 5 автомобилей для инвалидов-колясочников. Услуги куда дешевле, да и уехать пассажир с особенностями может в любое место и любое время - в отличие от социального такси.

Сейчас общественники и Яндекс готовят специальное приложение по автобусам и городским объектам. Предварительно они обследуют территорию Екатеринбурга, чтобы создать карту с отметками для инвалидов. Зотов сетует, что в интернете нет информации для этой категории горожан: человек на инвалидной коляске, элементарно не знает, куда он сможет попасть.

Там нет ни одного значка, адаптировано ли заведение или объект для посещения людей с инвалидностью. Задача наших квестов – показать и сделать отметки, некие значки, чтобы люди, находясь дома, понимали, куда им можно ехать, а где пока нет для них возможностей. В этом году при нашем содействии и участии "Яндекс.Автобусы" будет реализована функция, когда любой пассажир, находясь дома, сможет посмотреть, какой маршрут автобуса полностью адаптирован для проезда в нем на инвалидной коляске".

Жить по уму

Строительство жилья – тема в разрезе "умных городов" также ключевая. В российских городах набирает популярность индивидуальная жилая застройка, поэтому федеральные власти призвали поддержать этот процесс в субъектах РФ. Замминистра строительства и ЖКХ России Евгений Стасишин уточнил, что развивать ИЖС все равно нужно "индустриальным" способом: с выбором застройщика и проектным финансированием.


Заместитель главы Министерства строительства и ЖКХ Никита Стасишин

Интерес к частным домам был всегда, отмечает он, но получить ипотеку на них сложно. Сейчас процедуру облегчают: "Это мы сейчас меняем. Мы сделали первый "пилот" в Липецке, будем делать в Туле. Если есть еще регионы, которые готовы для "пилота", мы будем обеспечивать инженерной инфраструктурой земельные участки под комплексное освоение. С вас – хорошие застройщики, новые технологии строительства и применение стандартов".

Не требовать, а действовать, чтобы города стали еще лучше, решили жители Мурманской области. Замгубернатора региона Евгений Никора выступая на Всемирном дне городов, не без гордости рассказал о краудфандинге в сфере благоустройства. "В каждом населенном пункте жители реально вложили свои средства или свой труд в реализацию проектов по благоустройству. Где-то это 2% населения, где-то – 20%. Я сам, живя в городе Полярные Зори, я живу не в Мурманске, посвятил не одни выходные благоустройству в нашем городском парке. Мы вовлекаем широкие массы населения не только в решение о том, как реализовывать программу, но и в обсуждение результатов", - поделился Никора.

Словом, высокие технологии - это, конечно, эффективно и необходимо. Но пока каждый не найдет в себе желания сделать что-то полезное для своего города, городской IQ будет невысоким. Сверхспособность горожанина – это ведь и добровольный выход на субботник.

Дарья СКОРЫХ