"Яндекс.Такси" уехало в маломобильность

Благая идея не бесспорна...

Екатеринбург – чуть ли не единственный город в России, где запущено коммерческое такси для инвалидов. Во всяком случае, так утверждают общественники. Но радовались инвалиды-колясочники недолго. Отечественный автопром оказался суров и беспощаден.

Разработка машины для маломобильных пассажиров на базе Lada - тесная, неудобная и местами даже опасная. Корреспондент "Уралинформбюро" вместе с активисткой Ольгой Небесной проехал на таком такси.

Мы встретились с общественницей у подъезда ее дома, и она тут же позвонила диспетчеру, чтобы вызвать машину. "Намерзнемся сейчас", - и тут же добавила, что в этот район специальное такси для инвалидов приезжает, как правило, довольно быстро.

Пока ждем, моя спутница рассказывает, что в Екатеринбурге есть три оборудованных авто для перевозки инвалидов. Их приобрел частный предприниматель и теперь совместно с "Яндекс. Такси" оказывает услуги.

Здесь на Юго-Западе у них одна машина, на Уралмаше - вторая, и третья - где-то в центре. То есть эти районы долго не ждут. А представьте, если вызывают на Химмаш! С другой стороны больше машин делать невыгодно: тариф невысокий, а другие заказы они брать не могут", - рассуждает Небесная.

Такси прибыло через 10 минут. Поместить хрупкую женщину в коляске в автомобиль берется сам водитель Ислам. Ольга рассказывает, что так заведено: таксисты самостоятельно грузят и выгружают маломобильных клиентов – счетчик в это время не работает.

На этом плюсы заканчиваются. Въезжать коляске приходится по откидывающейся аппарели, и женщина буквально замирает. Признается, что каждый раз страшно: одно неловкое движение и коляска завалится, водитель ее не удержит: "Я когда увидела эти подъемники, едва машины появились, сразу сказала: что это такое?! Это - рельсы. У нас есть правило СП-59 для маломобильных граждан, там четко сказано, что аппарель неприменим, как подъемное устройство".

Коляска у Небесной электрическая, на обычной попасть в салон будет в разы сложнее. Производитель придумал лебедку, но она у Ольги тоже вызывает большие сомнения. Идеальным был бы лифт. На крайний случай – сплошной пандус. Хотя и он опасен - угол подъема слишком резкий.

Оказавшись внутри салона, Ольга обращает внимание на то, что она одна заняла все пространство. Мягко говоря, тесно. Это с учетом того, что второй ряд сидений водитель сложил. Осталось одно свободное место – рядом с водителем. Не все колясочники могут ездить в одиночку. Например, людям с ДЦП рядом нужен сопровождающий. Почему об этом не подумали?

Такой автомобиль сейчас стоит чуть больше миллиона, конечно, дешевле зарубежных аналогов. И с одной стороны желание владельцев сэкономить понятно. Но ведь подобные услуги – едва ли не единственный шанс инвалиду выйти из четырех стен. Почему бы не позволить ему сделать это с должным комфортом?

"Не было у нас никогда коммерческих такси для инвалидов. Есть социальные такси – их покупает и содержит государство. Но мы уже знаем, что уехать на них можно только по определенным адресам, сделав заказ за два дня. Да и те – газели, полугрузовой транспорт", - рассказывает Небесная.

После поездки мы вернулись к дому Небесной. Предстояло помочь попасть ей в квартиру. Понадобилось три (!!!) человека, чтобы завезти коляску по крутому пандусу вверх.

Что дальше говорить о доступной среде? Развить инфраструктуру, запустить комфортные машины, сделать так, чтобы "опорники" не были заложниками собственных квартир – разве не это должно быть в сегодняшней жизни?

P.S: После встречи с Ольгой Небесной мы связались с собственником необычного такси. Михаил сказал, что готов закупить еще больше машин, если понадобится. Правда, не уточнил, какой модели они будут.

Дарья СКОРЫХ