Чему научит семья и школа?

О конкуренции в учебном процессе.

Итак, свободное расписание, никаких дневников, сдачи денег на нужды класса и наездов школьных бузотеров. Это – семейное образование, которое медленно, но верно набирает популярность в России. Минпросвещения уже прописал порядок перехода на эту форму обучения.

Начать в кругу семьи

Ранее многие родители, решив обучать детей дома, тотчас сталкивались с недовольством школы. Одно дело, если у школьника проблемы со здоровьем или поведением, и совсем другое – если он уходит из школы из-за того, что ему и его родителям не нравится, как там учат. Такие случаи подрывают авторитет учебного заведения.

"Пару лет назад я подумывала о том, чтобы перевести сына на обучение на дому, очень много читала об этом, – рассказала "Уралинформбюро" мама 8-классника Регина Гарипова. – Узнала, что сторонники семейного образования называют себя хоумскуллеры, и их аргументы казались мне вполне разумными. Интерес сына к учебе начал резко падать в тот период. Я поговорила с ним, он идею воспринял на "ура", клятвенно заверил, что будет стараться. Финансы позволяли нам нанять репетиторов. Но я неожиданно столкнулась с сопротивлением со стороны администрации школы. Директор вызвала меня на разговор, и убеждала, что школу бросать не стоит, пугала огромной ответственностью, которая ляжет на наши плечи. Убеждала, что шансы сына поступить в вуз стремительно снижаются без участия в олимпиадах и прочих возможностей, которые дает школа. И я уступила. Может, оно и к лучшему".

По словам педагогов, перевести ребенка на семейное образование – право родителей, в котором отказать не могут. Но он действительно многого лишается.

"Я считаю, что, если и переводить ребенка на семейное образование, то только на период учебы в первом-втором классе. А в целом я не думаю, что это эффективно, поскольку ребенок, находящийся на домашнем обучении, лишается возможности социализироваться, не научится взаимодействовать в коллективе. Оказываясь потом в социуме, он может столкнуться с массой трудностей, – объясняет учитель истории ОУ №105 Ольга Полякова. – Были в моей практике такие примеры, когда дети учились дома, а потом их внезапно отдавали в образовательное учреждение. Например, ребенок пришел в третьем классе. Ему очень сложно было адаптироваться, приходилось "выживать".

По мнению педагога, переход на домашнее обучение больше подходит либо для проблемных детей, которые систематически срывают уроки, не дают спокойной жизни окружающим, или для тех, у кого есть проблемы со здоровьем.

"При этом я признаю, что если это продуманный выбор образованных и уверенных в положительном результате родителей, то такой переход можно осуществить", – подчеркивает Полякова.

О том, что семейное образование скорее подойдет ученикам начальных классов, говорит и директор школы №67, председатель комиссии по развитию образования Екатеринбургской гордумы Галина Арбузова.

"Возможность перевести ребенка на семейное образование есть у родителей и сейчас. Нужно просто закрепиться за определенной школой и периодически проходить промежуточные и итоговые аттестации. Но это единичные случаи, поскольку родители понимают, что это – большая ответственность, – рассказала она Уралинформбюро". – Такая форма обучения больше подходит ученикам начальной школы. Если речь идет о старших классах, то даже у самих образованных родителей зачастую нет такого уровня знаний, чтобы подготовить ребенка к экзаменам".

Председатель Уральского родительского комитета Евгений Жабреев тоже считает, что образованием детей лучше заниматься профессионалам.

"Я за то чтобы детей учить и воспитывать в школе. Все ребята разные, но все-таки не так много среди них тех, кому доставляет большое удовольствие корпеть над учебниками, и зубрить учебный материал. И если предоставить им слишком много свободы в этом вопросе, то где гарантия, что, обучаясь дома, он внезапно не перестанет, например, выходить на связь по скайпу с репетитором, отправившись вместо урока гулять. В школе контроль выше. У ребенка должен быть очень высокий уровень самодисциплины, чтобы учиться дома".

Кроме того, по мнению общественника, с современными детьми лучше работать вживую, они и так много времени проводят в виртуальной реальности, если лишить их живого общения с одноклассниками и учителями, то они совсем "одичают".

Когда папа директор школы

Сообщество родителей, которые всерьез настроились обучать детей дома, между тем растет.

"У меня подрастает сын, сейчас ему три года. В будущем я не планирую отдавать его в школу, его развитием активно занимаюсь уже сейчас, – рассказывает екатеринбурженка Анастасия Шибалова. – У меня педагогические образование, но при этом я буду пользоваться услугами репетиторов, когда моих собственных знаний не будет хватать. Что касается социализации, то я считаю, что он должна проходить в среде равных. К примеру, сын моей подруги пошел в школу на Сортировке, а там, как всем известно, проживает огромное количество мигрантов. Так вот у них большая часть класса – дети приезжих. И поскольку их большинство, то ему придется интегрировать в их среду. А если мой сын пойдет в школу, где большая часть одноклассников из неблагополучных семей? Лучше пусть социализируется, например, в спортивной секции или в кружке юных робототехников – смотря, что выберет".

Она отмечает, что их главная с мужем цель – развитие талантов и способностей ребенка, а не сдача ЕГЭ на высокий балл.

По мнению психологов, семейное образование – хорошая альтернатива школе. Однако подходит далеко не всем. Уж точно не тем, кто начитался о модном явлении "хоумскулинг" и стремится послать подальше "всю эту вашу совковую систему образования".

"В первую очередь надо все взвесить и честно ответить самому себе – потяну ли я такое? И речь тут не только о финансах, – говорит психолог Ирина Зуева. – Школа все-таки снимает с плеч пап и мам огромную нагрузку. При переходе на семейное образование одному родителю, скорее всего, придется, покинуть работу, поскольку ему нужно взять на себя роль педагога. Как правило, это мама, на которой есть еще и домашние обязанности. Справляться с такими нагрузками непросто, поскольку с обычной работы в большинстве случаев все-таки можно уйти в шесть вечера, а на этой "работе" человек будет находиться круглосуточно и без смены обстановки".

Эксперт подчеркивает, что учить ребенка дома лучше с начальных классов, поскольку более взрослому будет сложнее адаптироваться к новым условиям. Главное, по мнению Зуевой – нельзя принимать такое важное решение без одобрения всех заинтересованных сторон. То есть должны быть согласны оба родителя и сам ребенок. Кроме того, к обсуждению вопроса стоит подключить педагога-психолога (что, кстати, официально прописано Минпросвещения).

Развитие средств связи играет на руку семейному обучению. С "доставкой на дом" по видеосвязи сегодня можно вызвать педагога хоть из-за океана.

И пусть мама становится завучем и одновременно преподавателем домоводства, а может иностранного языка, а папа – директором, физруком и учителем труда. Нет, это не ирония, это – сегодняшняя действительность. Школа, если это просто здание, продолжает терять свой рейтинг в глазах потребителей образовательных услуг. Как говорят, хорошие школы не резиновые, на всех не хватит. А какой смысл учиться в плохих? Именно последним надо опасаться, что из них будут уходить за домашнюю парту.

Кира АЛЕКСАНДРОВСКАЯ