Собачья столица Югры

Комарова не может справиться с дворнягами.

В вотчине "хозяйки Югры" новая проблема – на этот раз у нее 4 лапы и хвост. В столице автономного округа чиновники и общественники не могут договориться о создании приюта для безнадзорных животных. Зоозащитники бьют тревогу: отлов популяцию не контролирует, собаки нападают на людей, в ответ те жестоко расправляются с дворнягами.

По подсчетам общественников, только в Ханты-Мансийске по улицам бродят не менее 200 бездомных собак. Это - несколько стай в черте города и еще столько же за его пределами. Новые особи появляются еженедельно.

О сложившейся ситуации "Уралинформбюро" рассказала Елена Савенко, которая больше года пытается создать в окружной столице приют для бродячих животных. В среднем зоозащитники отмечают прирост в 30 щенков еженедельно – популяция разрастается стремительно.

"Они не социализированы, агрессивны. Приплод идет в города, а в окрестностях Ханты-Мансийска мы насчитали 124 щенка. Их уничтожают жестоко, когда подросшие особи выходят из укрытий. Это делают люди с промышленных баз, где обычно и ютятся бродячие собаки", - говорит Савенко. Она признается, что не осуждает таких людей, поскольку случаи нападения собак не единичны. Один из самых громких - в Советском в 2017 году стая собак насмерть загрызла взрослого мужчину.

"Ежегодно в автономном округе в связи с укусами животными обращается около 4 000 югорчан. За 6 месяцев 2020 года по поводу укусов животными уже обратилось 2 030 человек, за аналогичный период 2019 года - 2 071 человек", - сообщили агентству в региональном Роспотребнадзоре.

В Югре сейчас действует схема ОСВВ - отлов, стерилизация, вакцинация и выпуск. Бороться со стаями собак она почти не помогает. Депутат гордумы Ханты-Мансийска Денис Ваганов объясняет: "Бродячие животные ведь живут не по тому графику, как привыкли работать организации, которые получат контракт на отлов. Звонок фиксируют, но пока диспетчер маршрутизирует его, уже собаки исчезли из того района. Надо действовать куда более оперативно".

Случайная выборка уличных собак не поможет, соглашается Савенко. Тут нужна четкая стратегия:

Система ОСВВ куда более приемлема и эффективна, если отловить 90% самок за городом и стерилизовать их – это не даст популяции расти. Во всех остальных случаях это бесполезная работа, новые щенки все равно будут появляться, даже если усыплять часть взрослых особей, которых вылечить и выпустить нельзя. К тому же уничтожение собак абсолютно негуманно".

Сейчас муниципальные контракты предусматривают содержание собаки в приюте не более 20 дней. Однако есть животные, которым нужен пожизненный уход, и они не могут быть выпущены на улицу по схеме ОСВВ. Кто заплатит за это? Общественники понимают, что, скорее всего, это бремя ляжет на них. Вопрос - с какой стати граждане должны платить за государство, которое расписывается в своем неумении решить проблему их безопасности?

Смущают зоозащитников и сметы в муниципальном контракте на отлов и содержание бесхозных четвероногих. "По-моему, там 40 рублей заложено на одну процедуру эвтаназии - такой эвтаназии быть не может, это негуманно. Ошибок в расчетах много. По моим подсчетам, в сутки на животное достаточно 460 рублей, а у них - 515", - приводит пример Елена Савенко.

В гордуме с ней солидарны. "Я очень сильно сомневаюсь, что это стоит таких денег. По какому принципу этот расчет создавался? Сильно завышен ценник", - уверен Ваганов. Абсурдно и то, что фактически в Ханты-Мансийске отловом занималась абсолютно непрофильная компания - дорожно-эксплуатационное предприятие.

Это все отдано на откуп людям, которые ситуацией не владеют и не могут справиться, у них нет узкой направленности в этом деле. У них есть место, они сколотили вольер и содержат животных и получают хорошую "копейку" за это", - депутат уверяет, что ежегодно на подобные цели выделяется не менее 600 тысяч рублей.

Городские чиновники нашли нового подрядчика, однако кто он - не раскрывают. "Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в запросе котировок в электронной форме определен победитель. МКУ "Служба муниципального заказа в ЖКХ" ведется работа по заключению муниципального контракта на осуществление деятельности по обращению с животными без владельца на территории города Ханты-Мансийска. Ориентировочный срок заключения муниципального контракта 5 августа 2020 года, срок исполнения до 30 ноября", - сообщил корреспонденту агентства замглавы муниципалитета Сергей Волчков.

Елена Савенко говорит, что чиновники не спешат помогать в организации приюта. Навстречу пошли только в департаменте городского хозяйства: "В тот момент у меня был проект на 50 собак, о муниципальном контракте я не думала – я хотела помочь животным. Потом меня попросили пересчитать проект на 150 собак, что и сделала. Дальше необходимо было взаимодействовать с департаментом градостроительства. Вот здесь либо недопонимание произошло, либо нежелание - дело встало".

Пока "буксовали" чиновники, разбежались инвесторы, которые хотели помочь.

Когда я вывезла ребят [инвесторов] на первый болотистый участок, они сказали: нет, сюда мы вкладывать деньги не будем. Инвесторы у меня были 4 месяца назад, они были платежеспособны, они заинтересовались. Но случился COVID-19, да и потом все эти проволочки. Сейчас мне надо начинать эту работу заново. Если бы земля была дана в прошлом году, сейчас я бы уже могла получить и какой-то грант", - рассказывает зоозащитница.

Подходящую территорию для приюта удалось найти только с 4 раза. Теперь департамент градостроительства даже готов взять на себя дорогостоящие проектные изыскания, а департамент городского хозяйства согласился выйти с проектом на процедуру инициативного бюджетирования.

Появляется шанс, что в Ханты-Мансийске дворняг усмирят. Но в других городах Югры бесхозных собак по-прежнему будут вешать на Наталью Комарову. С таким "хвостом" она в сентябре станет губернатором в третий раз.

Дора ПЕТРОВА

Еще в сюжете: Собачья жизнь

Актуальное