Когда Минздрав становится Минобороны

Партия Пенсионеров поставила диагноз медицине.

Пандемия коронавируса вскрыла истинное положение российского здравоохранения. Тяжелее всего пришлось наименее мобильным слоям населения - пенсионерам и инвалидам.

9 апреля в Екатеринбурге Российская партия пенсионеров за социальную справедливость организовала форум "Медицина доступная каждому" с участием ведущих представителей профильного сообщества. Мероприятие состоялось на площадке библиотеки имени Белинского, передает "Уралинформбюро".

Во вступительном слове зампредседателя Центрального совета Партии пенсионеров, генерал-майора в отставке Владимира Ворожцова прозвучал главный тезис: "Медицина — это сфера государственной безопасности".


Слева направо: Сергей Полыганов, Владимир Ворожцов, Степан Фирстов

"Наиболее четко проблемы в медицине проявились в период пандемии коронавируса, поэтому мы предлагаем оценивать работу системы здравоохранения как важнейший элемент системы государственной безопасности, - считает Ворожцов. - То есть у Минздрава должен быть такой же статус как у Министерства обороны, в том числе в плане подхода по финансированию. У нас в стране есть Совет безопасности, в котором нет представителей медицинского сообщества. Мы предлагаем, чтобы министр здравоохранения входил в состав этого стратегического Совета".

В партии назвали еще несколько моментов, благодаря которым может в корне измениться система здравоохранения. По мнению Ворожцова, сейчас медицинские организации оценивают по финансовым показателям, но они зачастую не просто ошибочны, а вредны.



"Качественное реформирование системы возможно при отказе от этого подхода. То есть оптимальнее медицину финансировать по программно-целевому направлению. По подсчетам социологов, средний пенсионер получает 12-15 тысяч рублей и на покупку лекарств тратит от 1,5 тысячи рублей, как говорят врачи, это в лучшем случае. Так происходит от того, что средства, которые идут на доступность здравоохранения, не доходят до получателя", - рассказал генерал-майор.

По его словам, необходимо дать квалификацию финансовым преступлениям в медицинской сфере, совершаемым в особо крупных размерах.

"Это не должно расцениваться как мошенничество. Эти деяния нужно рассматривать как наносящие угрозу пациентам и как деяния против безопасности государства. Это же большая разница — или два года условно или 12 лет реального срока", - добавил зампред Центрального совета Партии пенсионеров.


Ирина Логачева

Начальник отдела специализированной медицинской помощи министерства здравоохранения Свердловской области Ирина Логачева рассказала, как в регионе построена система оказания помощи людям пожилого возраста. По ее словам, на текущий момент на базе областного госпиталя ветеранов войн сформирована гериатрическая служба. В пандемию эти мощности в том числе были задействованы для пациентов с коронавирусом.

"В 2021 году за счет облбюджета предусмотрены средства на развитие службы. Поставили задачу открыть еще четыре отделения, в том числе в Асбесте, Нижней Туре", - добавила эксперт.

Помощь пожилым стали оказывать в поликлиниках. На текущий момент на Среднем Урале открыты 19 гериатрических кабинетов.


Рифат Зайнутдинов

Пациенты старшего возраста не всегда довольны оказанием медицинской помощи, о чем сообщил президент областной организации Всероссийского общества гемофилии Рифат Зайнутдинов. По его словам, есть медики, которые буквально "пылинки сдувают", а есть такие, кто не стесняется хамить. Он привел в пример ситуацию, когда врач приемного отделения одной из городских больниц отчитал его 80-летнюю мать, перенесшую инсульт, за то, что та очень медленно собирается на осмотр.

Руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) Гузель Улумбекова считает, что причина подобного отношения врачей кроется в выгорании и невысоких зарплатах.

Базовый оклад у многих медиков начинается от 12 тысяч рублей в зависимости от специализации, они работают на 1,5-2 ставки. В результате 70% выгорают, то есть практически не могут выполнять свои функции", - говорит эксперт.

Ассоциированный член Всемирной Медицинской Ассоциации (WMA), член президиума Общероссийской организации "Общество врачей России" Степан Фирстов добавил, что зарплату в 50-70 тысяч рублей, которую должны получать врачи, на деле мало кто видел.

"Мы общались с врачами, некоторые отвечали, что зарабатывают 25 тысяч рублей. Сейчас большая нехватка хирургов, анестезиологов, реаниматологов. Большинство специалистов — предпенсионного и пенсионного возраста. В итоге приходится обращаться к молодым специалистам, но, честно говоря, чтобы стать профессионалом должно пройти как минимум 15 лет [активной практики], поэтому нужно развивать систему наставничества", - добавил Фирстов.

По мнению Улумбековой, в российской системе здравоохранения назрел кризис, в том числе из-за оптимизации, когда резко были сокращены коечный фонд и количество медперсонала. Благополучие населения отстает от западных стран.

Разница в продолжительности жизни в России по сравнению с Польшей, Венгрией, Чехией за последние годы резко возросла. У нас она ниже на пять лет, а с Германией и Францией — на 10. В 90-е годы смертность была практически одинаковая с этими государствами, если бы она осталась на прежнем уровне, то россиян было бы на 13,5 миллиона человек больше", - добавила руководитель ВШОУЗ.

Эксперты форума единодушно сошлись во мнении, что медицина должна быть доступна каждому россиянину. Этот запрос общества уже услышали в Партии пенсионеров.

Надежда ГААГ, Станислав САВИН