Утек мозга

Что не так ученому в России?

В Российской академии наук всерьез обеспокоены увеличивающимся оттоком кадров за границу. Число уезжающих ученых и высококвалифицированных специалистов выросло в пять раз – с 14 тысяч в 2012 году до почти 70 тысяч человек в настоящее время. Среди причин называют недостаток финансирования и отсталую инфраструктуру.

В Кремле "ничего трагичного" в этом не видят. По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, ученые – свободные люди и работают в тех местах, где реализуются наиболее интересные проекты и создаются более комфортные условия. И это, кстати, двусторонний процесс. То есть к нам вроде тоже едут.

В недавнем послании Федеральному Собранию Владимир Путин пообещал, что на поддержку научных исследований будет потрачено 1,63 триллиона рублей до 2024 года. Плюс майские указы президента, согласно которым зарплата научных сотрудников должна быть 200% от средней по региону.

Институты, крутитесь, как хотите, но выполняйте! А лишних денег нет. В итоге приходится переводить сотрудников на урезанные ставки с той же зарплатой или краткосрочные контракты. А кому-то – и штат сокращать. Но "на бумаге" указание Путина выполнено.

А вот цифры Высшей школы экономики – в России насчитывается свыше 348 тысяч исследователей. За 20 последних лет их число сократилось почти на 80 тысяч человек! С учетом техников, вспомогательного персонала и прочих в отечественной сфере исследований и разработок сейчас трудится более 682 тысяч человек – Россия остается одним из мировых лидеров по абсолютным масштабам занятости в науке, уступая только Китаю, США и Японии.


Фото: pixabay.com

По уму и сапоги?

"Государство оказывает поддержку, это действительно так. Вместе с тем необходимы системные меры. Профессионалы уезжают не только из страны, но из регионов – в Москву и Санкт-Петербург. Некоторые идут работать не по специальности. Нередко мерчендайзер в "Ашане" или ИКЕА может рассчитывать на более высокую оплату труда, чем молодой ученый. Талантливые химики, физики и биологи иногда уходят в сферу услуг. Да и рабочих мест не так много, нужны новые производства", – рассказала "Уралинформбюро" вице-президент Российской академии наук, доктор биологических наук, профессор Ирина Донник.

Самая банальная причина отъезда – низкая оплата труда. За границей молодой специалист может рассчитывать не только на зарплату тысяч в десять долларов. Бонусами идут возможность продолжить обучение и более современное оборудование для работы.


Ирина Донник. Фото: wikipedia.org

В некоторых российских регионах научные работники получают 60-70 тысяч рублей. Но это уже состоявшиеся профессионалы – с грантами и регулярно публикуемыми статьями (и кучей бумажной работы!). Молодому ученому до этого еще нужно дорасти. Аспирантам и вовсе приходится выживать на мизерную стипендию.

"Вот сейчас у меня парень уходит из аспирантуры, очень жаль, перспективный, и работы хорошие уже есть. Но говорит – "не могу больше", – рассказывает Ирина Донник. – Стипендия – шесть тысяч, жена в декрете и трое детей. Приходилось подрабатывать, на "халтуре" надорвал спину, два месяца в больнице. Не выдержал нагрузки. И академический отпуск уже брал, больше нельзя. Тоже утечка. За границу не уезжает, а ценный кадр потерян".

Беспокоит и серьезный отток женщин из науки. По словам Донник, в аспирантуру девушек поступает больше, чем юношей, а заканчивает уже примерно одинаково. Раньше у аспирантов были льготы при устройстве детей в сад, а сейчас почти никаких преференций. Оставшиеся в науке геройски совмещают работу и семью.

Будучи аспиранткой и работая ассистентом в советские времена, сама вице-президент РАН получала зарплату в 102 рубля. По ее словам, это эквивалентно 102 тысячам рублей сегодня. Отработав пять лет, можно было рассчитывать на 125 рублей. Защитил диссертацию – 165 рублей. Получил звание доцента – 320. А профессор получал до 500 рублей.

Сейчас таких гарантий у молодых специалистов нет, поэтому и удержать их в стране и в науке проблематично - выучились за бюджетный счет и уехали. А имея более ста тысяч рублей зарплаты с перспективой получать пятьсот, многие бы уехали?

"В Америку я переехал в 2015 году. Достигнув в Москве определенных успехов в профессии, решил двигаться дальше. Ранее я уже работал там по программе Work and Travel. Думаю, менталитет американцев нам ближе, чем тех же европейцев, – рассказал старший программист Microsoft Сергей Покаляев. – Многие мои знакомые перебираются сюда. Например, когда доллар сильно скакнул в 2014 году, немало людей уехало в Америку. Некоторые приезжают учиться, чтобы потом тут работать".

По его словам, к высшему образованию американцы относятся более трепетно, оно не так доступно, как в России, и хороший колледж является для многих настоящей путевкой в жизнь. Причем преподают не хуже, чем в РФ, где на технических специальностях дают в основном специализированные знания. А в США будущие технари получают дополнительно социальные навыки, и знают, что им делать с конечным продуктом.

Размер своей зарплаты Сергей обсуждать наотрез отказался. Говорит, что в Америке это не принято. Обмолвился только, что, работай он в Европе, получал бы меньше, чем мог бы в Москве. А на вопрос "не планируете ли вернуться?" ответил – "все может быть".


Фото: pixabay.com

И в Новом, и в Старом Свете немало ученых-россиян, уехавших два десятка лет назад. Времена молодого Путина по факту не сильно отличны от нынешних.

"Не очень понимаю, почему сейчас специалисты уезжают из страны. Насколько я знаю, на нынешние зарплаты в России вполне можно жить, какой-то особой мотивации все бросать нет, – недоумевает Антон Шаронов, работающий в австрийской компании PSI по направлению информационные системы в области металлургии. – 20 лет назад у меня были более понятные причины переехать. Работая по специальности в нулевые, было трудно прокормить даже себя, не то, что семью. Держаться на плаву было практически нереально. Первым переехал мой начальник. Затем потребовались надежные люди, чтобы работать над очередным проектом, которых в начале 2000-х было, как грибов после дождя. Я откликнулся на зов. Переехал в каком-то адреналиновом тумане. Все было новое и интересное, у меня было много сил энтузиазма, и все как-то легко получалось, будто само собой".

Антон Шаронов отметил, что миграция специалистов из регионов в Москву и Петербург – нормальное явление. Где концентрируется бизнес, туда и стекаются кадры. "Но вот почему переезжают из Екатеринбурга? Неужели в уральской столице профессионалы не могут найти себе работу с достойной зарплатой?"

Точка разворота

Немаловажную роль в принятии решения об эмиграции играют родители, настоятельно советующие детям учиться за границей. Как рассказала "Уралинформбюро" учитель химии школы № 130 Татьяна Русинова, в основном ее ученики едут учиться в Германию и Чехию. Менее популярные направления – Англия и США.

"Поскольку я готовлю специалистов по направлениям фармацевтика и медицина, то знаю, что зарплаты у таких специалистов в нашей стране невысокие. А в Европе это - высшая каста. Будущие врачи, обучаясь в вузе, закладывают себе фундамент на благосостояние, – говорит Татьяна Русинова. – На днях у меня на встрече со школьниками был бывший ученик, ныне – студент медицинского факультета Гейдельбергского университета, старейшего в Германии. Он хочет получить уникальные знания в своем вузе и привезти их в Россию, вернуться и работать тут. Но это, скорее, исключение, чем правило. Большая часть все-таки остается за границей".


Татьяна Русинова в рабочем кабинете

А ведь еще в конце 90-х вузы России котировались. По словам Антона Шаронова, после переезда в Австрию он заметил, насколько разительно отличается в лучшую сторону уровень подготовки российских специалистов по сравнению с иностранными, даже закончившими элитные вузы.

По мнению профессора Сколтеха, доктора физико-математических наук Артема Оганова, вернувшегося из США в Россию несколько лет назад, есть возможность изменить к лучшему науку во всей стране. Но нужно по примеру Китая вкладывать в молодых ученых.

И вроде бы этим федеральные власти уже озадачились. В середине апреля вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил Минобрнауки РФ создать на портале ведомства навигатор, рассказывающий о программах поддержки ученых. Причем они будут включать в себя не только прямое финансирование работы, но социальные льготы. Как знать, может быть, аспирантам не придется надрывать спину на подработках.

Кира АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Актуальное