Миф о "чистых зонах" в России

А вы и не знали?

С 1 июля в РФ вступило в силу странное нововведение – машинам с экоклассом ниже Евро-4 запретили въезд в так называемые "чистые зоны" в городах. Также ввели и штраф за подобное нарушение – 500 рублей. Но самих "чистых зон" в стране пока нет ни одной, и создавать их, кажется, никто не собирается.

Декоративный знак

Борьба с неэкологичными машинами в России формально началась летом 2018 года. Тогда в Правилах дорожного движения появились четыре новых знака, основной из них – 5.35 "Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств". Удивительно, но за все это время его использовали… ни разу.

"Пока в России нет ни одного случая применения этого знака, – утверждает глава Федерации автовладельцев России, уральский автоюрист Максим Едрышов. – В будущем, возможно, он где-то и появится, но пока, на мой взгляд, он больше несет декоративную функцию, показывающую, что наше государство находится в тренде и проблема экологии нам небезразлична".

В РФ признано пять экологических классов автомобилей, чем выше цифра в названии – тем чище выбросы. По сути, это - требование к работе двигателя, которому должна соответствовать машина при выезде с завода. В большинстве случаев, чем новее автомобиль, тем выше его экологический класс. Так как в России впервые экокласс (Евро-2) был введен в 2006 году, все произведенные ранее автомобили не соответствуют никакому из стандартов и в "чистые зоны" въезжать не смогут. По разным оценкам экспертов, таких машин в России не менее половины.

Теперь в руках властей появились правовые основания для ограничения "чистых зон". Но даже если они появятся, будет ли это хоть сколько-нибудь эффективно? Например, довольно сомнительно все выглядит с точки зрения контроля. В отличие от той же неправильной парковки, уровень экокласса определить по камере видеонаблюдения довольно тяжело. Значит, единственный способ контролировать въезжающие в потенциальные "чистые зоны" автомобили – отправлять на место сотрудников ГИБДД. Будет ли Госавтоинспекция делать это постоянно? Есть подозрение, что в лучшем случае все ограничится периодическими показательными рейдами.

К тому же, сам штраф в 500 рублей пока не выглядит чем-то страшным, особенно с учетом скидки в 50% при его оперативной оплате. "Насколько мне известно, пока всерьез ни в одном муниципалитете не поднимается вопрос об ограничении допуска неэкологичных транспортных средств, – подчеркнул Максим Едрышов. – Пока этого нет и в ближайшем времени, полагаю, не будет. Так что водителям переживать не стоит".

Все не так с экологическими классами

Но главная проблема, по мнению экспертов, кроется даже не в самой организации "чистых зон", а в том, что они будут "крутиться" вокруг экологических стандартов двигателей. Дело в том, что наличие записи о том или ином экоуровне еще совсем ничего не означает.

К сожалению, класс двигателя, который задекларирован, и реальная экологичность - это две вещи, которые могут очень серьезно отличаться, – объяснил директор по программам, исследованиям и экспертизе российского отделения Greenpeace Иван Блоков. – В Англии, когда она еще состояла в Евросоюзе, проводились исследования, в ходе которых выяснилось, что даже высочайший шестой класс по некоторым параметрам может не соответствовать третьему".

Для России эта проблема еще актуальнее, считает он. В качестве примера - дизельные двигатели класса "Евро-5" и "Евро-6", в которых, согласно техническим требованиям, должна быть система, сокращающая выбросы диоксида азота. Но значительная часть водителей из различных соображений ее просто отключает, поскольку такая возможность есть.

"А контроля за этим в соответствии с техническим регламентом у нас не предусмотрено, – сетует Блоков. – Там прописаны лишь параметры, которые влияют на безопасность движения. То есть проблема неэкологичности машин существует вне зависимости от класса двигателя".

К тому же, несмотря на то, что экологические классы двигателей в России ввели еще в середине нулевых, по словам Блокова, реально учитывать и собирать информацию по ним Госавтоинспекция начала только в 2018 году.

Если борьба за экологию – не маркетинговая уловка, а экостандарты действительно серьезно влияют на качество выбросов автомобиля, "чистые зоны" могли бы помочь в решении проблем с грязным воздухом в больших городах. Машины создают критически много выбросов от их общей массы: в Москве этот показатель в районе 95%, в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге – порядка 90%.

"Благодаря повышению экологических классов автомобиля этот показатель должен снижаться. И если действительно появятся специфические "чистые зоны", в них будет еще чище. Но без надежной системы контроля, во введении которой я не до конца уверен, толку будет немного", – подытожил Иван Блоков.

Олег ЕСАУЛКОВ