"Социальное ГЧП": надежда на градообразующих?

И реформу закона.

Государственно-частное партнерство при строительстве и реконструкции социальных объектов буксует из-за несовершенства законодательства — однако при правильном использовании может принести пользу инвесторам и помочь в реализации проектов комплексного развития территорий. Такой вывод корреспондент "Уралинформбюро" сделал по итогам VII Байкальского саммита Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД) и общения с екатеринбургскими экспертами.

Заказчик всесилен. Инвестор - бесправен

Строить дороги, школы и детские сады до недавнего времени считалось прерогативой муниципальных и областных бюджетов. Однако из-за пандемии коронавируса казна начала стремительно "худеть". При таком раскладе процесс реновации может растянуться на долгие годы.

Можно ли его ускорить с помощью инструментов ГЧП? Казалось бы, почему нет. Концессии давно стали частью экономической реальности, в том числе в Свердловской области. По итогам 2020 года регион вошел в первую семерку субъектов Федерации по уровню развития инструментов ГЧП: реализуется 70 концессионных соглашений, из них 62 – на муниципальном уровне, 7 – на региональном и 1 – на федеральном.

Только вот незадача - реализуются такие соглашения в ограниченной экономической "зоне": ЖКХ, управление отходами, транспорт, инновационные технологии. Одним словом, там, где компенсация затрат инвестора идет за счет коммерческой выручки от деятельности построенного объекта.


Заброшенное здание школы на Уралмаше

А вот примеров, когда государство привлекает бизнес к строительству соцобъектов с нулевой прибыльностью (школ, детских садов, учреждений культуры и спорта), пока не особо много. И невыгодность таких проектов для бизнеса – не единственная причина, по которой они тяжело реализуются в регионах.

"Во всей системе вопросов, связанных с ГЧП, главная проблема в том, что права коммерческой стороны сугубо декларативны, а права со стороны государства, регулирующего органа, вполне конкретны, и фактически государственный игрок может в любой момент поменять условия контракта и даже отстранить инвестора от его исполнения, заявив, что тот не выполняет какие-то договоренности. Нужно менять законодательство в сторону большей поддержки прав коммерческой стороны в таких проектах", - уверен директор Института финансов и права УрГЭУ-СИНХ Максим Марамыгин.


В роли инвесторов "социальных" ГЧП могут выступить градообразующие предприятия в небольших городах

По его мнению, наиболее успешно проекты ГЧП в строительстве социальных объектов реализуются, как ни странно, в небольших городах с сильными градообразующими предприятиями, где крупный бизнес де-факто контролирует местную власть, либо инвестор имеет интерес в строительстве школы или больницы.

Скрытые "приманки" для частника

Понятно, что на "школьном ГЧП" инвестор много не заработает, а если и заработает — то в долгосрочной перспективе. Но неужели, кроме прибыли, в этой сфере нет других "приманок" для частника?

Теоретически — есть. Как отмечали участники Байкальского форума РГУД, при заключении концессии на строительство школы или больницы инвестору положены налоговые и кредитные льготы, а также гарантированные выплаты из бюджета, которые концедент (государство) предоставляет концессионеру в компенсацию его затрат. Они предоставляются в виде небольших долей (например, по миллиарду в год), зато в течение длительного периода - от 5 до 30 лет.

Эти бонусы лежат, что называется, на поверхности. Но есть, оказывается, и менее заметные, но куда более полезные для концессионера преимущества, про которые знают специалисты бизнес-консалтинга, но могут не знать бизнесмены и чиновники, отвечающие за заключение концессионных соглашений.

Первый бонус — право инвестора при заключении концессионного соглашения настоять на выгодных ему технических и финансовых условиях реализации проекта (так называемая возможность частной инициативы). Оно заложено в федеральном законе о государственно-частном партнерстве, напомнила директор по развитию компании "Недвижимость. Консалтинг. Стратегии" Мария Смирнова.


Моделей ГЧП - множество. Схема: материалы VII Байкальского форума РГУД

Второй бонус — многовариантность самого ГЧП. Оно не исчерпывается форматом концессионного соглашения, напомнила участникам Байкальского саммита управляющий партнер "Пионеры ГЧП" Дарья Годунова. Есть и другие, не менее успешные форматы - например, инфраструктурный проект, соглашение о защите и поощрении капиталовложений, договор аренды госимущества с инвестиционными обязательствами, "контракт жизненного цикла".

Кроме того, ГЧП предусматривает самые разные способы компенсации затрат. Например, инвестор, построивший несколько лет назад в Подмосковье два медицинских ПЭТ-центра, сам оказывает пациентам платные услуги, покрывая таким образом свои операционные затраты (хотя субсидии из бюджета региона ему тоже полагаются).

А компания, построившая за свой счет новый реабилитационный корпус для больницы № 40 в Санкт-Петербурге, сегодня получает гарантированный доход с обслуживания больничной парковки и компенсационных выплат из городского бюджета. Об этом рассказал участникам Байкальского саммита вице-президент РГУД Алексей Чичканов.

Аналогичным образом инвестор может "отбить" затраты и в рамках концессионных соглашений на строительство и реконструкцию объектов образования, считает Чичканов. Примеров успешной реализации такой модели по регионам — множество.
Модель ГЧП в строительстве детских садов успешно реализуется в трех регионах РФ. Схема: материалы VII Байкальского форума РГУД

Так, на Ямале по такой модели, начиная с 2013 года, было построено семь детских садов и одна школа. Инвестор - компания "ВИС Девелопмент" - вложил в реализацию этих проектов 9 миллиардов рублей, а после ввода в эксплуатацию сдавал здания в аренду учреждениям образования, пока их не выкупило правительство ЯНАО.

Пример подает Кировград

"Сегодня механизмы ГЧП способны решить острые социальные вопросы, обеспечить комплексное развитие территорий, однако, чтобы применять их, нам необходимо научиться работать с частной инициативой, создать понятную и эффективную дорожную карту, универсальную и применимую для любой частной инициативы", - заявила "Уралинформбюро" председатель комиссии по развитию инфраструктуры и ГЧП Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей (СОСПП) Марина Сухановская.

В июне на заседании Комиссии уже рассматривались варианты реализации проектов ГЧП при строительстве четырехэтажной школы в городе Березовском и реконструкции ветхой школы № 41 в Екатеринбурге.

"Наши коллеги из "Атомстройкомплекса" с KРСУ разработали механику реализации объектов социнфраструктуры на примере школы № 41, - рассказала Марина Сухановская. - Оно подразумевает заключение трехстороннего соглашения между банком, застройщиком и правительством сроком на 10 лет. Инвестиционная фаза длится три года и подразумевает строительство объекта полностью на средства банка и застройщика. Еще 7 лет длится эксплуатационная фаза, во время которой происходит постепенное возмещение инвестированных средств из бюджета области. Такой алгоритм позволит эффективнее планировать развитие территорий и раньше приступать к строительству соцобъектов. К сожалению, мы не можем ускорить сроки согласования частной инициативы в органах власти. Как и все новое, процедура предполагает быстрое принятие ответственных решений в соответствующих ведомствах. В настоящее время, по мнению членов Комиссии по развитию инфраструктуры СОСПП, сроки согласования процедур нуждаются в корректировке. Второй вопрос, заслуживающий внимания - предлагаемые органами власти финансовые модели при строительстве социальных объектов не предполагают прибыли, а значит не рассматриваются бизнесом в качестве приоритетных для инвестиций".


Детская поликлиника в Кировграде, построенная при участии УГМК

В ходе недавнего визита в Кировград губернатор Евгений Куйвашев осмотрел новую детскую поликлинику, построенную год назад при содействии УГМК, и обозначил вполне внятную позицию: "В больших городах и городах, где присутствуют крупные градообразующие предприятия, это (реализация проектов ГЧП в строительстве социальных объектов. — Прим. ред.) вполне возможно. Мы работаем по ГЧП во многих наших муниципалитетах, где есть состоятельные компании и где подписаны соглашения по социальному партнерству. Я бесконечно признателен Андрею Козицыну, благодаря которому компания сделала все предпроектные работы по этой поликлинике, а потом мы вместе приняли решение проектировать и применить здесь самые лучшие практики, в том числе из арсенала УГМК-медицина".

Евгений СУСОРОВ

Актуальное